Стяжание
страха Божия по творению свт. Тихона Задонского
"Об истинном христианстве"".
Что такое страх
Божий? Еще Псалмопевец Давид восклицает, что
страх Божий есть "начало премудрости" (Пс.
110:10), без которой человек не может достигнуть
единственно истинной и необходимой для него цели
и смысла земной жизни - единения с Богом для
вечного блаженства с Ним в Царстве Небесном.
Более того, человек, не имеющий в себе этого
благодатного страха, не может сохранить образа и
подобия Божия, данного человеческой природе
Богом при творении. Без страха Божия человек
теряет свою духовность, отходит от своего Творца,
становится плотяным (Быт. 6:3). Только присутствие
страха Божия в человеке свидетельствует о его
духовности (5:152), которая в свою очередь влечет ум
и сердце человека к правильному познанию
истинного Бога (5:311). Кроме того, страх Божий,
подобно верному стражу, всегда бдительно
охраняет душевный дом христианина от всякого зла
(2:253)[1].
Страх Божий есть
великий спасительный "дар от Господа" (2:252),
как и говорит об этом Сам Бог устами пророка:
"…И страх Мой дам в сердце их, ко еже не
отступити им от Мене" (Иер. 32:40)[2]. Но принять или
отвергнуть этот дар - зависит от самого человека
и его свободной воли.
Необходимым условием
для принятия дара страха Божия является наличие
в сердце человеческом веры в Господа. Точнее
сказать, он усваивается человеком по мере его
веры, потому что только вере свойствен истинный
страх, благодаря которому верующий отвращается
от всякого греха и беззакония. Когда вера угасает
в человеке, то страх Божий оставляет его,
вследствие чего душа ощущает полное опустошение.
Но когда человек осознает свою немощь и снова
водворит в своей душе спасительную веру и страх
Божий, "тогда душа утешается, радуется,
веселится и восклицает духом" (5:286)[3].
Существует несколько
"ступеней" страха Божия. Как учит святитель
Тихон, на низшей ступени развития добродетель
страха Божия основывается на сознании
неотвратимости и неизбежности праведного суда
Божия, на чувстве страха, боязни будущих вечных
страданий за грехи; Бог воспринимается человеком
пока как только грозный Судья и карающий
Мздовоздаятель[4].
Этот первоначальный
страх человека пред Богом, деятельное уклонение
от греха из-за угрозы наказания - возводит
постепенно человека к более высшей ступени -
сыновнего страха пред Богом. Таким образом,
постоянное пребывание в подвиге, уклонение от
зла переходит в твердый навык угождать Богу. Это
открывает путь токам спасительной Божией
благодати, "которая еще более утверждает его в
добродетели страха Божия, научает его уже не
только уклоняться от зла, но и делать добро (Пс.
33:15)"[5].
"В такой душе уже не боязнь наказания и
страданий заставляет человека уклоняться от
греха, но желание быть в единении с Богом" (1:103).
На этой ступени страх Божий является для
христианина сокровищем души, "душевным
светом", освещающим его жизненный путь, его
душу, мысли, дела и поступки (4:379). Христианин
сознает себя не просто творением Божиим, но чадом
Его. Для него Бог уже не строгий Судья и
Мздовоздаятель, но всеправедный, любящий Отец.
Однако и на этой ступени духовного развития
христианин не должен останавливаться.
Сыновний страх пред
Богом, по мере духовного преуспеяния и под
действием Божественной благодати, должен
перерасти в любовь к Богу и ближнему. Сыновний
страх Божий, таким образом, является залогом
высшего дара Божия человеку - совершенной любви,
ибо только "страх Господень… на стезях
любления поставляет" (Сир. 1:13) (2:252). Любовь же
есть высшая ступень в духовном становлении
человека. Преп. Иоанн Лествичник поставил ее на
вершине лествицы восхождения человека к Богу.
"Любовь по качеству своему есть уподобление
Богу, сколько люди того могут достигнуть; по
действу своему она есть упоение души"[6].
Далее прп. Иоанн говорит даже что "любовь,
безстрастие и сыноположение различаются между
собою одними только названиями"[7].
Следовательно, сыноположение, сыновний страх,
благоговение пред Творцом и любовь - весьма
близкие друг другу понятия. "По мере оскудения
любви бывает в нас страх; ибо в ком нет страха, тот
или исполнен любви, или умер душею"[8].
Таким образом
добродетель страха Божия никоим образом
невозможно изъять из пути духовного становления
христианина - она с ним неразрывно связана.
Однако одного
указания человеку на путь стяжания страха божия
недостаточно. Ему необходимо знать и средства приобретения
и усвоения этого дара.
Конечно, страх Божий
это Его дар, который "рождается и умножается
при помощи Божией" (2:254). Он может быть
воспринят и усвоен человеком любого возраста, но
наиболее благоприятным для этого возрастом
являются детские годы. "От воспитания бо все
житие зависит, - говорит святитель Тихон, - и
родители, в страсе Господни детей своих не
воспитывающии, Божия наказания не избегнут"
(1:105). Это даже есть важнее, чем обучение грамоте и
прочим наукам. "Грамота без страха Божия есть
не что иное, как безумному меч" (1:254).
Страх Божий это дар,
поэтому для его получения необходимо просить Бога о ниспослании
этого дара и избегать греха (5:369). И, без сомнения,
кто будет проводить свято свою жизнь и сердечно
веровать во Христа, тот в короткий срок ощутит
страх Господень в своем сердце (2:277). При строгой
духовной настроенности христианин легко
побеждает грех в самом его существе и все более
укрепляется и возрастает в страхе Божием (5:369;
4:343).
Важным средством,
укрепляющим страх Божий в душе христианина,
служит размышление "о
свойствах Божиих" (2:255), что научает человека
"везде и всегда обращаться так перед
вездесущим и всеведущим Богом, как дети
обращаются перед своим отцом" (4:343).
Далее страх Божий
рождается и утверждается в сердце человеческом
от познания правды Божией,
воздающей каждому по делам его, и от размышления
о страшных карах Божиих, постигших грешников[9].
И святитель Феофан Затворник пишет: "Страха
Божия ничто так сильно не поддержит, как память о
Страшном Суде"[10].
Особенно сильным и
благодатным средством утверждения в страхе
Господнем является слышание
слова Божия (2:254), ибо от слышания его рождается
истинная вера в Бога, а где вера, там и страх Божий
(5:152).
Для приобретения
дара страха Божия имеются и другие благодатные
стредства, например, молитва, пост, покаяние,
причащение Святых Христовых Таин, единение с
Христовой Церковью (2:254).
Далее рассмотрим
спасительные свойства страха Божия. Прежде всего
он является сильнейшим оружием против греха: "
не дозволяет уму рассеиваться" (2:253), "языку
не попущает много говорить, но более молчать,
помышляя о том, что и за праздное слово следует
воздать ответ в день судный" (2:254) и т.п. Страх
Божий удерживает человека не только от явных
грехов, но и от тайных, ибо имеющий его всегда
перед собой видит Бога (2:254), по слову Псалмопевца:
"Предзрех Господа одесную мене выну, яко
одесную мене есть, да не подвижуся" (Пс. 15:8); и боится прогневать Его,
чтобы тем самым не лишиться Его милости (2:72).
Спасительное
действие этой добродетели не только
воздерживает от греха. Он является самым
действенным средством сохранения христианского
благочестия, содействуя уклонению человека от
зла и научая его добродетельной жизни (5:152). Душа,
"страхом Божиим окружаема и содержима,
неподвижна бывает ни на какое зло" (4:343).
У грешника страх
Божий способен вызвать собой глубокое покаянное
чувство (1:157).
Воспринятый всей
душой изгоняет из сердца всякий страх пред
людьми. Боящийся Господа "не только никакой
временной беды или страха человеческого, но и
самой смерти не боится" (2:254). Христианин,
боящийся Господа, согласен лучше "бедствовать
и умереть, нежели согрешить, и в страхе Божии
всяку беду и самый страх смертный премогает"
(2:234). Святитель также приводит примеры из
библейской истории об Иосифе, Сусанне и проч.
(2:234-235).
Утвержденный в
сердце христианина страх Божий становится
главной движущей силой, направляющей всю его
жизнь и деятельность к достижению единственно
необходимой для него цели и смысла земного бытия
- стяжания благодати Божией и единения с Богом
(2:253-254). И святитель Феофан Затворник пишет:
"Страх Божий, страх Божий, страх Божий, - вот что
надо водрузить в сердце, а сбоку на подмогу
поставить страх смертный"[11].
И блажен человек,
приобретший дар страха Божия. Но жалок и
"беден, кто не боится Господа Бога" и
небрежет о приобретении страха Господня (5:330). Без
Божественной благодати и дара страха Господня он
даже не может увидеть и понять, кто он и какова
цель его жизни на земле; он духовно безоружен и
абсолютно беззащитен от греха, ибо "бесстрашие
отворяет путь ко всякому злу и беззаконию" (2:257)[12].
По выражению святителя Тихона, "как конь
свирепый, не имея правителя, стремится и бежит,
куда хощет и глаза смотрят: так человек, от
природы ко всякому злу склонный, когда лишится
страха Божия, как доброго правителя, на вся злая
устремляется" (2:257).
Горе человеку,
небрегущему о хранении дара страха Божия и не
укрепляющему им своизх духовных сил. У такого
человека нередко происходит разлад не только в
жизни духовной, но и в физической, появляется
несоответствие между внешним выражением
Богопочитания и внутренним содержанием жизни. Он
становится лжецом, который, пытаясь обмануть
Бога, обманывает себя. Бог отвращается от
такового, ибо Он ненавидит "всяк путь
неправды" (Пс. 118: 104). "Лживые христиане, -
говорит святитель Тихон, - мнятся Богу
благодарить, когда в ценковь ходят, поют и хвалят
Его, но, поскольку страха Его не имеют и не любят
Его.., то хождение в церковь, песни и славословие
их не иное что суть, как лицемерие, которое Бог,
сердца и утробы испытуяй, ясно видит, и тако
песней, славословие и молитв их не приемлет и
отвращается, пока не исправят сердца своего"
(2:60). Христиане, не имеющие или не хранящие страха
Божия, только внешне почитают Бога, "ради стыда
человеческого, а не от страха Божия" (1:72),
потому что они боятся лишиться временного
благополучия, боятся временного бесчестия, а не
вечного наказания[13].
Как указывает
Задонский святитель, кроме спасительного страха
Божия, есть еще и другие виды страха. Одним из них
является страх, который имеют нечестивцы и не
желающие раскаяться грешники. Такой страх "и
бесы имеют, "яко веруют и трепещут" (Иак.
2:19)" (3:19). Другой вид неспасительного страха -
страх перед животными, силами природы, перед
людьми, перед смертью - вызван у человека грехом,
отдаляющим его от Бога[14]. "Видим, что
люди тамо боятся, где нет страха, но тамо не
боятся, где истинный страх есть. Боятся лишиться
чести, славы, богатства, что все необходимо
оставить всякому следует, но не боятся
беззаконовать и вечно погибать. Сие есть
ослепление ума человеческого" (5:91). "Дивно,
-говорит святитель Тихон, - что люди плотяные того
не трепещут, что демоны-духи трепещут!" (5:40).
Итак, приведенные
мысли святителя Тихона дают возможность
заключить, что страх Божий поистине есть начало
духовной мудрости (2:17), источник и основание
спасения человека в Боге (5:330). Страх Божий
является путеводителем человека ко Христу и
воспитателем его в Боге. Имеющий в себе страх
Божий и пребывающий в нем удобно спасается от
умыслов злокозненного врага - диавола и достойно
проходит поприще духовного подвига. Только в
таком случае душа христианина сможет служить
Богу с благоговением (Евр. 12:28), ощутить в себе
присутствие освящающего ее Духа Святаго. Она
открывает человеку вход в Царство Небесное, ибо
"страх господень - источник жизни" (Пр. 14:27).
Список
использованной литературы.
1. Библия.
2. Святитель
Тихон Задонский. Творения. Изд. Свято-Успенского
Псково-Печерского монастыря. 1994.
3. Душеполезные
поучения святителя Феофана Затворника. Изд.
Оптиной Введенской пустыни, 1998.
4. Прп.
Иоанн Лествичник. Лествица. Изд. Свято-Успенского
Псково-Печерского монастыря. 1994.
5. Схиархимандрит
Иоанн (Маслов). Святитель Тихон Задонский и его
учение о спасении. Самшит, -М., 1995.
[1] Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Самшит, -М., 1995, стр. 240.
[2] Там же.
[3] Там же, стр. 240-241.
[4] Там же, стр. 241.
[5] Там же.
[6] Прп. Иоанн Лествичник. Лествица, 30:7. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994, стр. 246.
[7] Там же, 30:9.
[8] Там же, 30:10. Лествичник ясно ставит любовь следствием страха Божия: "Умножение страха Божия есть начало любви; а совершенство чистоты есть начало Богословия" (30:20). Чистота, бесстрастие и любовь делают человека Богословом; и Богословом не по названию, а по существу своему. И всей этой премудрости начало - страх Божий.
[9] Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Самшит, -М., 1995, стр. 242-243.
[10] Собрание писем святителя Феофана. Вып. 3. -М., 1898, п.392, стр. 38. Цит. по: Душеполезные поучения святителя Феофана Затворника. Изд. Оптиной Введенской пустыни, 1998, стр.398.
[11] Собрание писем святителя Феофана. Вып. 4. -М., 1899, п.557, стр. 18-19. Цит. по: Душеполезные поучения святителя Феофана Затворника. Изд. Оптиной Введенской пустыни, 1998, стр.399.
[12] Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Самшит, -М., 1995, стр. 244.
[13] Там же, стр. 245.
[14] Там же.