Кто виноват в гонениях на униатов?

 

С визитом папы Римского Иоанна Павла II   на Украину встает главный вопрос во взаимоотношениях Ватикана с РПЦ: положение Православной и униатской церквей на Западной Украине.

Препятствием для встречи или даже просто согласия на визит папы в наше государство является разгром православных приходов униатами в западных областях. Проблема эта не решена. Сейчас, чтобы «сгладить» визит папы в Украину, в СМИ на это отвечают следующим образом. Они соглашаются, что действительно православные храмы были разгромлены в западных епархиях. Но проводят далее следующую параллель: в 1940-1950 годах сами униаты были гонимы, и их приходы насильно были присоединены к  православию. Мол, Патриарх Алексий II не имеет права ставить этот вопрос во главу угла во взаимоотношениях с Ватиканом.

Рассмотрим это сравнение.

С освобожднием западных областей от фашистов, перед властями и униатами стал вопрос о взаимных отношениях и существовании. Парадоксально, но факт, первоначально Сталин искал сотрудничества с Ватиканом.

О позиции властей относительно Греко-католической церкви ярко свидетельствует следующий документ. И.В. Полянский докладывал Молотову 27 октября 1944 следующим образом: «В Совет по делам религиозных культов при СНК СССР обратился с письмом глава Греко-католической (униатской) церкви митрополит Андрей Шептицкий, в котором ставит ряд вопросов, касающихся сохранения существующего религиозного порядка ... Совет считает целесообразным в целях закрепления нынешней ориентации Шептицкого, удовлетворив те потребности униатской церкви, которые могут иметь для нее существенное значение, а именно: не препятствовать открытию, в случае надобности, новых приходских церквей, оставить в неприкосновенности существующие монастыри, богословскую академию и духовную семинарию и разрешить издание религиозного журнала»[i]. В декабре члены прибывшей в Москву делегации УГКЦ выразили "приветствие и благодарность Советской власти, Красной армии и ее главнокомандующему тов. Сталину" и заявили об осуждении бендеровского движения и т.п. От делегации приняли 100 тыс. рублей в фонд Красного Креста[ii].

Униатская церковь фактически получила равные, если даже не большие права по отношению с РПЦ. Можно вспомнить, что у Русской Православной Церкви в это время Духовной академии не было вовсе, а по численности приходов и монастырей УГКЦ почти равнялась с РПЦ, и это на тысячекратно меньшей территории.

Весной 1944 г. СССР посетил католический священник С. Орлеманьский и несколько раз был на приеме у Сталина. С его возвращением в Америку, было опубликовано содержание их бесед. Сталин, по словам Орлеманьского, дал ему обещание сделать все, что в его власти, чтобы покончить с преследованиями Церкви и начать сотрудничество с Католической Церковью[iii].  Реакция Сталина на публикацию его бесед с Орлеманьским не заставила себя долго ждать. В «Правде» появились статьи о том, что с Ватиканом действительно можно сотрудничать[iv]. Некоторым польским детям было разрешено в виде исключения получать уроки закона Божьего у своих священников. На средства правительства было отпечатано небольшое количество Библий (!) и маленьких молитвословов. В Западной Украине были вновь открыты некоторые церкви для верующих латинского обряда[v]. Сталин сделал жест на встречу Ватикану. Член Контрольной комиссии государств-союзников в Италии, представитель Советского Союза А.Е. Богомолов намекнул своему американскому коллеге Роберту Мерфи, дипломатическому советнику Рузвельта, что для Советского Союза были бы желательны связи со Святым Престолом. 23 июня 1944 г. это было передано госсекретарю Ватикана Тардини. Кардинал ответил, что «rebus sic stantibus» «исходя из существующего состояния вещей» установление контактов было бы преждевременным[vi].  Итак, в установлении контактов Москве было отказано.

Но это самым печальным образом сказалось на униатах, которые остались верны своему «хозяину». Сталин ответил своими методами. И любопытно, нужели Ватикан не мог предвидеть результатов своей политики? Рим оставил свою паству на произвол судьбы. Результат - репрессии со стороны власти против враждебной своей политике организации. Желая выслужиться и скорее доложить об исполнении, органы на местах допускали грубейшие нарушения и даже насилие, что оказывало отрицательное влияние на отношение народа к власти. Например, в информационном отчете уполномоченного по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по УССР за октябрь-декабрь 1947 г. писалось, что «руководством областных организаций Закарпатья допущены грубые нарушения». Приводится жалоба верующих униатов, подписанная 20 чел., что их 580 униатов и у них была отобрана церковь, причем это осуществлялось с помощью милиции, работников госбезопасности и бойцов истребительного батальона, которые «разбоем вошли в церковь и греко-католическое население били прикладами и ногами». При этом уполномоченный заверяет, что «если бы данное явление было исключением, мы бы не концентрировали бы на нем внимания, а порекомендовали бы прокурору пресечь вредное администрирование. Но, к сожалению, это не единичное явление, когда в Закарпатской области некоторые товарищи из областного руководства стремятся «быстро» ликвидироватть униатскую церковь руками «милиции»»[vii]. Отзывы населения: «Почему советы не заботятся о том, чтобы группировать вокруг себя друзей - сторонников, почему каждый шаг советской власти направлен на зло массам, почему такое пренебрежение к народу? Ведь после ареста священников в Галиции не найдете ни одного человека, который бы одобрил политику советской власти… Чего достигнуто арестом Слепого, Будки (униатские епископы - курсив авт.) и других? Кроме того, что убита симпатия даже у тех, которые любили советскую власть - ничего. Неужели это в интересах большевиков, чтобы их боялись и не любили?»[viii]. В итоге власти создали греко-католической церкви ореол мученицы, а Православная Церковь глазах униатов начала ассоциироваться с коммунистами. Еще РПЦ в Западной Укране не благоприятствовало то, что “правительство отказалось выполнить обещания, данные “инициативной группе” о. Гавриила Костельника - восстановить деятельность богословской семинарии во Львове для православных питомцев и рукоположить местного священника (бывшего греко-католика) в епикопа-викария архиеп. Львовского”[ix]. Однако стоит заметить, что если тогда репрессии были именно со стороны власти, то сейчас православные храмы были разгромлены  именно униатами, людьми «церковными». Также в 1940-1950 годы православные священники испытывали на себе террор со стороны националистов и униатов. В 1948 г. возле своего храма был убит протопресвитер Гавриил Костельник, глава «Инициативной группы» по присоединению униатов к Православию. Был убит подло, в спину.

Как же отвечала РПЦ на эти «братолюбивые» выстрелы в спину? В 1963 г. глава униатов Иосиф Слипый был освобожден из заключения благодаря ходатайству митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) и наблюдателей от РПЦ на II Ватиканском Соборе[x]. Сам Слипой, когда уже спокойно жил в Ватикане в сане кардинала Католической церкви, признавал и высоко ценил роль Русской Церкви в процессе его освобождения[xi].

Православная Церковь всегда шла на диалог и делала все возможное и невозможное, чтобы избежать напряженности и найти контакт. Итак, зачем Ватикану перекладывать вину с больной головы на здоровую, с себя на другого, идти на обострение отношений? Грех в Св. Писании означает «промах, ошибку». Униаты в конце 80-х - начале 90-х годов направили свое справедливое, для взгляда со стороны, но неприемлемое по своим методам, негодование мимо цели, не на тех, кто были виной всему случившемуся.  Итак, не пора ли покаяться и осознать свой промах, и, хотя бы как минимум, осознать истинную политику Рима? Те, которые осознали это, сказали свое слово в марте 1946 г., когда на Соборе во Львове присоединились к Православию.

 

ПРИМЕЧАНИЯ



[i] Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ) ф. 6991, оп. 3, д. 1, л. 40-41. Цит. по:  Униаты и советская власть (встреча в Москве. Декабрь 1944) Публ. Одинцова // Отечественные архивы, №3, 1994. -С. 59-60.

[ii] Униаты и советская власть (встреча в Москве. Декреты 1944 г.) ./ Публ. М.И. Одинцова //Отечественные архивы, 1994, №3, с. 56-71.

[iii] New York Times 13.05.1944. Цит. по: Роод В. Рим и Москва. -Львов. -С. 135-136.

[iv] Правда. 14.05.1944. Цит. по: Роод В. Рим и Москва. -Львов. -С. 136.

[v] Роод В. Рим и Москва. -Львов. -С. 136.

[vi] Там же. -С. 144.

[vii] Центральний Державний архів громадських об`єднань України (ЦДАГОУ), ф. 1, оп. 23, д. 5069, л. 89,116-120. Цит. по: Греко-католицька церква в 1944-1991 рр. Публ. В. Сергійчука // Український історичний журнал, -К., 1997, №2. -С. 100

[viii] Роод В. Рим и Москва. -Львов. -С. 144.

[ix] Єпархіальний вісник. -Львів, 1947, - Ч.1; Діяння Собору Греко-католицької Церкви в м. Лвові 8-10 березня 1946 р. -Львів, 1946, - с. 27. Цит. по: Боцюрків Б. УГКЦ в катакомбах (1946-1989) // Ковчег. Збірник статей з церковної історії. -Львів, 1993. -Ч. 1. -С. 117-118.

[x] Роод В. Рим и Москва. -Львов. -С. 202

[xi] Митрополит Ювеналий. Человек Церкви. К 20-летию со дня кончины и 70-летию со дня рождения Высокопреосвященнейшего митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), Патриаршего Экзарха Западной Европы (1929-1978). -М., 1999. -С. 137-138.

Hosted by uCoz