ЧЕЛОВЕК ЦЕРКВИ
В этом году нас
посетила милость Божия, на нашу землю была
привезена глава святого великомученика и
целителя Пантелеимона. Великомученик
Пантелеимон посетил Святую Русь,
засвидетельствовав истинность и единственность
каноничной Православной Церкви на Украине. Душа
каждого православного стремилась поклониться
ему у его многоцелебных мощей, в молитве
испросить его помощи и предстательства за нас
пред Богом.
Мощи св. вмч.
Пантелеимона до недавнего времени никогда за всю
историю не покидали монастыря на Афоне. Тот, кто
хотел раньше помолиться у его мощей мог это
осуществить только посетив Святую Гору. Однако
легко ли это было сделать? И возможно ли?
После революции
Пантелеимонов монастырь был практически
изолирован от Русской Церкви, и к 1960 году обитель
была уже на грани исчезновения. Из четырнадцати
монахов половина была недвижима и нуждалась в
уходе, а самому младшему было 70 лет. За рубежом не
хотели чтобы Свято-Пантелеимонов монастырь имел
связи с Россией и он вымирал.
Но монастырь выжил. И
не только выжил, но и воскрес. В 1960 г. Афон посетил
будущий митрополит Ленинградский и Новгородский
и председатель Отдела Внешних Церковных
Сношений (ОВЦС) архимандрит Никодим (Ротов).
Однако ему не дали доступа в монастырь. Власти
препятствовали разными способами, в том числе не
многозначно намекая на то, что дорога опасна для
жизни. Но, не смотря на запреты и угрозы, ему
удалось встретиться с игуменом монастыря,
который рассказал об истинном положении дел.
В скором времени,
когда о. Никодим стал архиереем и занял пост
председателя ОВЦС, он приложил все свои усилия и
таланты для того, чтобы спасти русский
Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне от
исчезновения. И он достиг своей цели: в скором
времени на Афон уже было отправлено пополнение,
около 18 монахов, а позже состоялся и визит
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
Пимена. В ответ делегация с Афона посетила РПЦ.
Монастырь был спасен.
Владыка любил Афон,
это сердце монашества, и практически в каждой
зарубежной поездке старался посетить его.
Местные монахи удивлялись этому, так как никто из
тогдашних архиереев так часто Афон не посещал, и
называли Владыку Никодима истинным «афонцем».
На родине для Церкви
продолжалось время испытания. В епархии митр.
Никодима, в Ленинграде, власти хотели закрыть
Семинарию и Академию. Но Владыка и тут вышел
победителем: благодаря своей внешне церковной
деятельности был создан факультет иностранных
студентов, и власти не посмели осуществить свои
замыслы. Ленинградские Духовные школы
продолжали выпускать чрезвычайно необходимые в
то время для служения
Церкви кадры. Владыка Никодим (Ротов) воспитал
множество архиереев РПЦ, и сама история может
засвидетельствовать, что это лучшие наши
архиереи.
Благодаря
митрополиту Никодиму (Ротову) была осуществлена
канонизация святителя Мелетия (Леонтовича),
службу которому написал наш Владыка, митрополит
Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак). И
эта канонизация была осуществлена в то время,
когда власти только препятствовали Церкви. И
здесь Владыка оказался на шаг впереди своих
противников.
Владыка
Никодим любил богослужение и жил им. Даже когда
он был болен и был не в силах совершать литургию,
кто-либо из священников совершал ее в его келии и
Владыка причащался. Даже после перенесенной
операции, с еще не зажившей раной митрополит
Никодим совершал богослужения. Владыка посещал
закрытые в то время монастыри и совершал в них
тайно от властей литургии.
В 1963 году
ходатайством митр. Никодима был освобожден глава
униатской Греко-католической церкви митрополит
Иосиф Слипый. На бесплодные сотрясания воздуха,
провокации и обвинения униатами РПЦ на II Ватиканском Соборе
Православная Церковь, и так находящаяся в
тяжелейшем положении, пытаясь наладить диалог,
ответила самими делами. Дела униатов в конце 80-х
начале 90-х известны: на Западной Украине
православные храмы были разгромлены.
И сейчас, уже после
смерти Владыки Никодима (Ротова), мы пользуемся
результатами его трудов. Его дела продолжают
служить Православию, свидетельствуя, например на
Украине, о единственной канонической
Православной Церкви - Московского Патриархата. И
по христиански ли, даже просто человечно ли
прикладываясь к мощам св. вмч. Пантелеимона, не
только не испытывать благодарности, но осуждать
при этом архипастыря Церкви Христовой?
Патриарх Московский
и всея Руси Алексий II писал: «Сегодня, к
сожалению, слишком легко некоторые люди, являя
«ревность не по разуму», берутся судить о
служении и деятельности покойного Владыки.
Одному Богу известна мера жертв и страданий
человека, всю свою жизнь отдавшего служению
Церкви. Кто, кроме Сердцеведца-Господа, может
восхитить право выносить суд над Архипастырем,
положившем свои силы, способности и дарования, да
и саму жизнь на Алтарь церковного служения».