ЧЕЛОВЕК ЦЕРКВИ

В этом году нас посетила милость Божия, на нашу землю была привезена глава святого великомученика и целителя Пантелеимона. Великомученик Пантелеимон посетил Святую Русь, засвидетельствовав истинность и единственность каноничной Православной Церкви на Украине. Душа каждого православного стремилась поклониться ему у его многоцелебных мощей, в молитве испросить его помощи и предстательства за нас пред Богом.

Мощи св. вмч. Пантелеимона до недавнего времени никогда за всю историю не покидали монастыря на Афоне. Тот, кто хотел раньше помолиться у его мощей мог это осуществить только посетив Святую Гору. Однако легко ли это было сделать? И возможно ли?

После революции Пантелеимонов монастырь был практически изолирован от Русской Церкви, и к 1960 году обитель была уже на грани исчезновения. Из четырнадцати монахов половина была недвижима и нуждалась в уходе, а самому младшему было 70 лет. За рубежом не хотели чтобы Свято-Пантелеимонов монастырь имел связи с Россией и он вымирал.

Но монастырь выжил. И не только выжил, но и воскрес. В 1960 г. Афон посетил будущий митрополит Ленинградский и Новгородский и председатель Отдела Внешних Церковных Сношений (ОВЦС) архимандрит Никодим (Ротов). Однако ему не дали доступа в монастырь. Власти препятствовали разными способами, в том числе не многозначно намекая на то, что дорога опасна для жизни. Но, не смотря на запреты и угрозы, ему удалось встретиться с игуменом монастыря, который рассказал об истинном положении дел.

В скором времени, когда о. Никодим стал архиереем и занял пост председателя ОВЦС, он приложил все свои усилия и таланты для того, чтобы спасти русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне от исчезновения. И он достиг своей цели: в скором времени на Афон уже было отправлено пополнение, около 18 монахов, а позже состоялся и визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. В ответ делегация с Афона посетила РПЦ. Монастырь был спасен.

Владыка любил Афон, это сердце монашества, и практически в каждой зарубежной поездке старался посетить его. Местные монахи удивлялись этому, так как никто из тогдашних архиереев так часто Афон не посещал, и называли Владыку Никодима истинным «афонцем».

На родине для Церкви продолжалось время испытания. В епархии митр. Никодима, в Ленинграде, власти хотели закрыть Семинарию и Академию. Но Владыка и тут вышел победителем: благодаря своей внешне церковной деятельности был создан факультет иностранных студентов, и власти не посмели осуществить свои замыслы. Ленинградские Духовные школы продолжали выпускать чрезвычайно необходимые в то время для  служения Церкви кадры. Владыка Никодим (Ротов) воспитал множество архиереев РПЦ, и сама история может засвидетельствовать, что это лучшие наши архиереи.  

Благодаря митрополиту Никодиму (Ротову) была осуществлена канонизация святителя Мелетия (Леонтовича), службу которому написал наш Владыка, митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак). И эта канонизация была осуществлена в то время, когда власти только препятствовали Церкви. И здесь Владыка оказался на шаг впереди своих противников.

 Владыка Никодим любил богослужение и жил им. Даже когда он был болен и был не в силах совершать литургию, кто-либо из священников совершал ее в его келии и Владыка причащался. Даже после перенесенной операции, с еще не зажившей раной митрополит Никодим совершал богослужения. Владыка посещал закрытые в то время монастыри и совершал в них тайно от властей литургии.

В 1963 году ходатайством митр. Никодима был освобожден глава униатской Греко-католической церкви митрополит Иосиф Слипый. На бесплодные сотрясания воздуха, провокации и обвинения униатами РПЦ на II Ватиканском Соборе Православная Церковь, и так находящаяся в тяжелейшем положении, пытаясь наладить диалог, ответила самими делами. Дела униатов в конце 80-х начале 90-х известны: на Западной Украине православные храмы были разгромлены. 

И сейчас, уже после смерти Владыки Никодима (Ротова), мы пользуемся результатами его трудов. Его дела продолжают служить Православию, свидетельствуя, например на Украине, о единственной канонической Православной Церкви - Московского Патриархата. И по христиански ли, даже просто человечно ли прикладываясь к мощам св. вмч. Пантелеимона, не только не испытывать благодарности, но осуждать при этом архипастыря Церкви Христовой?

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II писал: «Сегодня, к сожалению, слишком легко некоторые люди, являя «ревность не по разуму», берутся судить о служении и деятельности покойного Владыки. Одному Богу известна мера жертв и страданий человека, всю свою жизнь отдавшего служению Церкви. Кто, кроме Сердцеведца-Господа, может восхитить право выносить суд над Архипастырем, положившем свои силы, способности и дарования, да и саму жизнь на Алтарь церковного служения».

Hosted by uCoz