Очерк
по истории обновленческого раскола на
Слобожанщине
Бури постигают
Церквовь чаще всего на грани времен, когда
трансформируется государство, меняется его
строй. Смена модуса существования государства
влекло за собой и церковные нестроения. Можно
сказать, что история повторяется. Это было после
революции, это мы наблюдаем и в наши годы, когда
наше государство обрело независимость. Недавно
мы праздновали знаменательный юбилей –
десятилетие этого торжественного и
значительного события. Это дает повод взглянуть
назад в историю, увидеть принципы и ход тех
событий, которые все же не смогли сломить Церковь
Христову.
Если обратиться к источникам, то относительно этой темы можно найти довольно богатый материал. Но с чем приходится столкнуться исследователю – в основном источники и литература содержат глобальные данные, которые охватывают целиком территорию современного СНГ, реже сфокусированы на Украине. Относительно информации о положении раскола на территории Слобожанщины – сведения приходится собирать по крупицам из этого довольно объемного материала.
Итак, из источников можно отметить следующие. Сохранился Фонд Обновленческого Синода, составлены машинописные комментированные списки обновленческих архиереев; сейчас Свято-Тихоновским институтом издано монументальное собрание документов «Акты Святейшего патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917-1943», составленная М.Е. Губониным. -М., 1994, - неверное, крупнейший и полный сборник документов, со списками архиереев и прочей полезной справочной информацией. Существуют труды Мануила Лемешевского (1956), В.С. Яворского (1948), Л.Д. Аксенова (1927), еп. Сергия (Ларина), защитившего магистерскую диссертацию в МДА об обновленческом расколе, в котором сам некогда пребывал. Много фактического материала дают журналы «Живая Церковь», «Церковное возрождение», «Церковное обновление», «Вестник Священного синода Православной Церкви». Обновленческая периодика выходила не только в Москве и Ленинграде, но и на периферии, скажем в Рязани, Орле, Калуге. Интересные сведения можно почерпнуть в советской прессе 20-х гг. – следует отметить в этом отношении харьковскую газету «Коммунист».
Опубликованы стенограммы диспутов А.И. Введенского с А.В. Луначарским. Из крупных печатных работ самого Введенского упомянем «Церковь и государство» (1923) и «За что лишили сана бывшего патриарха Тихона» (1923). Некоторое время у обновленцев был В.В. Титлинов, впоследствии ставший пропагандистом атеизма. Ему принадлежит работа «Новая Церковь» (1923).
Не обошли
вниманием обновленческий раскол и зарубежные
издательства. Это монографии И. Стратонова
«Русская Церковная Смута 1921-1931 гг.» (Берлин 1932), Л. Регельсона
«Трагедия Русской Церкви 1917 - 1945» (Париж, 1977), А.Краснов-Левитин,
котороый был иподиаконом Введенского,
опубликовал в 70-е и 80-е гг. в Париже и Нью-Йорке следующие свои труды: «Закат
обновленчестива», «Лихие годы, 1925 - 1941» и в соавторстве с В. Шавровым - «Обновленческий раскол. Очерки
смуты» - сейчас эта книга переиздана
Крутицким патриаршим подворьем в 1996 г. в серии
книг «Материалы по истории церкви» девятой
книгой.
Самым серьезным, в советское время, документально обоснованным исследованием была книга А.А. Шишкина «Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола Русской Православной Церкви» (Казань, 1979). На ее данные ориентируется большинство советских историков, например, М.С. Корзун в своей научной работе «Русская Православная Церковь 1917