Протопресвитер
Гавриил Костельник и Львовский Собор 1946 года.
Изучение отношений
Православной Восточной Церкви и Западной всегда
было актуально, но наряду с этим чрезвычайно
сложно и ответственно. Отношения между этими
Церквями всегда были неоднозначными, а зачастую
и болезненными. Актуальность этой темы
заключается также и в том, что в последнее время
данный исторический факт - воссоединение
униатов с Православием - исследователи
освещают диаметрально противоположно, а
политики подобострастно используют для своих
целей.
Проблеме унии
посвящено много литературы, но конкретно теме
Львовского Собора в них отводится чрезвычайно
мало места (1-2 абзаца) по причине
недостатка архивных документов, которые еще до
недавнего времени были недоступны. В последнее
время они публикуются, что дает возможность
выделить новые аспекты данной проблемы.
История -
это история личностей. Одна из виднейших
фигур нашего столетия в отношениях Востока и
Запада - это личность
протопресвитера Гавриила Костельника, вклад
которого в дело присоединения униатов к
Православию нельзя недооценивать.
После II Мировой войны
движение к воссоединению полностью
инспирировано не было. Среди верующих Западной
Украины традиционно существовала тяга к
православию. Об этом свидетельствует массовый
переход греко-католиков в Русскую Церковь в 1914-1915
гг.; с 1890 г. и до начала II Мировой войны в США
около 90 000 эмигрантов русин из Галиции и Карпат
перешли в православие; в 1920-1930 гг. стремление к
воссоединению с Православной Церковью особенно
распространяется в Карпатских областях, которые
после 1-й Мировой войны перешли к Чехословакии. В
Мармароше переходы из униатства в православие
приобретали массовый характер. В Галиции, где
польские власти относились к этим тенденциям
враждебно, они были слабее. На Лемковщине и в
Галиции с 1923 по 1929 гг. число вернувшихся в
православие составляло около 30 000 человек, а к 1933
г. цифра эта увеличилась до 60 000 человек[1].
Процесс был остановлен польскими
правительственными запретами и прямыми
гонениями. В 1932 г. польское правительство приняло
решение: «Задача обращения Востока в
католичество, так же как и в прошлые столетия,
остается и далее «исторической миссией»
польского государства»[2]. Отбирание, а
порой и уничтожение храмов когда-либо ранее
принадлежавших униатам или католикам польское правительство
называло «ревиндикацией» (имело место даже
уничтожение памятников архитектуры)[3].
Глава Болгарской Православной Церкви,
митрополит Стефан возвратил Польскому
Правительству пожалованные ему в разное время
польские ордена, протестуя тем самым против
преследования Православия[4]. Таким образом,
стремление к православию на украинских
территориях, которые находились под Польшей,
было подавлено силой.
Во время Великой
Отечественной войны, с продвижением войск на
запад, в регионы традиционного католичества,
властям нужно было искать точки влияния и
контактов с Ватиканом. В апреле-мае 1944 г. СССР
посетил американский католический священник С.
Орлеманский. Он был принят Сталиным и Молотовым,
которые заявили, что Советский Союз готов к
сотрудничеству с папой Римским и не собирается
ущемлять права католиков[5].
В 1944 г. был освобожден
Львов. 16 октября 1944 г. глава Греко-католической
церкви митрополит Андрей Шептицкий направил
письмо председателю Львовской Рады депутатов
трудящихся Козыреву с просьбой помочь направить
в Москву делегацию греко-католического
духовенства[6].
Делегация посетила Москву в декабре 1944 г. Это
был первый официальный визит о. Гаврила
Костельника в столицу СССР. Однако большинство
требований А. Шептицкого удовлетворены не были. В
беседе с делегацией был сделан упор на
содействие униатской церкви властям в борьбе с
бандеровцами. Пока о ликвидации унии речи не шло,
что свидетельствует о терпимом отношении власти
к униатам на первом этапе[7].
С возвращением
исконно украинских земель в составе СССР
оказались районы, на которых не было такого
безбожного террора и уничтожения церкви, как на
прочей территории. В государстве оказались
области с огромным количеством (по сравнению с
другими областями) монастырей
и храмов. Естественно, прежде всего, архиереев
направляли в подвергшиеся оккупации епархии. В
первую очередь это были западноукраинские
области[8].
В начале 1945 г. в
выступлениях папы Римского зазвучали мотивы
враждебности к коммунистам, СССР и одновременно
призывы к милосердию к побежденным в войне и
установления "мягкого мира". У Ватикана
возникли идеи создания конфедерации
Придунайских стран, организации комитета
"Католического действия" для развертывания
борьбы против леворадикальных элементов[9].
В этих условиях советское руководство
отказалось от компромиссов. Отныне Ватикан
характеризовывался как "защитник фашизма",
стремящийся к усилению своего влияния в
послевоенном мире. Наличие в стране более 4 млн.
верующих, объединенных в особую церковь,
контроллируемую папой, показалось председателю
СНК крайне нежелательным. О. Гавриил Костельник,
авторитетнейший пастырь в униатской среде[10],
уже к этому времени написал много работ,
критикующих папство, и сам серьезно задумывался
над присоединением к православию. 15 марта
председатель Совета по делам РПЦ Карпов писал
Сталину, что православная церковь "может и
должна сыграть значительную роль в борьбе против
римо-католической церкви… Совет предлагает: а) организовать в г. Львове
православную епархию…; б) предоставить епископу
и всем священнослужителям данной епархии права
на проведение миссионерской работы ( !!! для
патриархии неимоверное предложение - курсив
авт.)…; е) организовать
внутри униатской церкви инициативную группу,
которая должна будет декларативно заявить о
разрыве с Ватиканом и призвать униатское
духовенство к переходу в православие"[11].
В мае 1945 была
организована инициативная группа. Члены
инициативной группы должны были посылать
уполномоченным Совета по делам РПЦ списки деканов,
священников и настоятелей монастырей, которые
отказываются подчиниться ее юрисдикции[12].
За 9 месяцев деятельности инициативной группы
результаты были таковы - соединилось 986
священников (или 78%), отказалось 281[13].
Печатным органом инициативной группы был
периодический орган Львовской епархии
“Єпархіальний вісник”. После войны в трех
униатских епархиях в Галиции с их 102 деканатами
было около 4400 церквей, 3040 приходов, 1 Духовная
академия, 5 семинарий, 540 семинаристов. Печаталось
3 еженедельника, 6 ежемесячных изданий[14].
Значительная часть униатов стала бы
православными добровольно и вмешательство
государственных органов, кровавые репрессии
только дискредитировали данный процесс[15].
Аресты униатов
начались еще до Собора. Желая выслужиться и
скорее доложить об исполнении, органы на местах
допускали грубейшие нарушения и даже насилие,
что оказывало отрицательное влияние на
отношение народа к власти. Например, в
информационном отчете уполномоченного по делам
религиозных культов при Совете Министров СССР по
Украинской ССР за октябрь-декабрь 1947 г.
писалось, что «руководством областных
организаций Закарпатья допущены грубые
нарушения». Приводится жалоба верующих униатов,
подписанная 20 чел., что их 580 униатов и у них была
отобрана церковь, причем это осуществлялось с
помощью милиции, работников госбезопасности и
бойцов истребительного батальона, которые
«разбоем вошли в церковь и греко-католическое
население били прикладами и ногами». При этом
уполномоченный заверяет, что «если бы данное
явление было исключением, мы бы не
концентрировали бы на нем внимания, а
порекомендовали бы прокурору пресечь вредное
администрирование. Но, к сожалению, это не
единичное явление, когда в Закарпатской
области некоторые товарищи из областного
руководства стремятся «быстро» ликвидироватть
униатскую церковь руками «милиции»»[16].
Отзывы населения: «Почему советы не заботятся о
том, чтобы группировать вокруг себя друзей - сторонников, почему
каждый шаг советской власти направлен на зло
массам, почему такое пренебрежение к народу? Ведь
после ареста священников в Галиции не найдете ни
одного человека, который бы одобрил политику
советской власти… Чего достигнуто арестом
Слепого, Будки (униатские епископы - курсив авт.)
и других? Кроме того, что убита симпатия даже у
тех, которые любили советскую власть - ничего. Неужели это
в интересах большевиков, чтобы их боялись и не
любили?»[17].
В итоге власти создали греко-католической церкви
ореол мученицы, а Православная Церковь глазах
униатов начала ассоциироваться с коммунистами. Еще
РПЦ в Западной Укране не благоприятствовало то,
что “правительство отказалось выполнить
обещания, данные “инициативной группе”
Костельника -
восстановить деятельность богословской
семинарии во Львове для православных питомцев и
рукоположить местного священника (бывшего
греко-католика) в епикопа-викария архиеп.
Львовского”[18].
Также были сильны связи духовенства с иерархией и с
католическим духовенством[19]. Например,
священники говорили, что они не против
присоединения, но присоединятся только тогда,
когда ксендз уедет в Польшу[20]. Тесная связь с Римом
подтверждается и тем, что «после
всех событий, большинство монахинь создали
небольшие подпольные общества, главным образом в
городах, где были еще открыты костелы»[21]. Оказывается,
что без ксендза, без костела и сама уния не может
существовать, настолько это искусственное
образование.
Завершением работы
инициативной группы стал созыв Собора УКГЦ во
Львове 8-10 марта 1946 года.
Собор постановил «отменить постановления
Брестского собора 1596 года, ликвидировать унию,
отойти от Рима и возвратиться в нашу отцовскую
Святую Православную Веру и Русскую Православную
Церковь»[22].
Отмена унии не была
каким-то чисто «политическим» актом. Это было
подлинно каноническое деяние Церковного Собора,
созыву которого предшествовала большая
подготовительная работа Инициативной группы,
возглавленной протопресвитером Г. Костельником
и священниками (впоследствии епископами
Станиславским и Дрогобычским) Антонием
Пельвецким и Михаилом Мельником. В работе
Львовского Церковного Собора приняли участие 216
делегатов-священников и 19 мирян из Львовской,
Тернопольской, Станиславской и Дрогобычской
областей[23].
Следует сказать
несколько слов и о каноничности Собора, так как
именно это положение сейчас более всего
оспаривается. При этом ссылаются на то, что в его
заседаниях не учавствовали униатские епископы, а
только те, кто были униатскими священниками,
перешли в православие и были хиротонисаны во
епископов накануне Собора. Однако, у нас нет
единой правовой базы с униатами и католиками.
Например, любой собор не будет признан
каноничным, если изменит сущности своей церкви,
даже если в нем будут учавствовать большинство
епископов во главе с патриархом.
Даже симпатизирующий
униатам Богдан Боцюркив пишет, что
«парадоксально, но кампания «воссоединения» не
встретила серьезного отпора подпольного
украинского движения сопротивления. Сопротивление
начинается только после Львовского Собора»[24].
В принципе, сами власти скомпрометировали
процесс. Террор
никогда не приносил никому пользы. Даже
симпатизировавшии советам, видя происходящие
аресты, начали менять свою точку зрения.
Советская власть, а с ней и все русское (включая и
Церковь) окончательно и упорно в глазах
западноукраинцев начала приобретать образ
врага. Но для истинно верующих истинная вера выше
националистических амбиций. Методы расправы
националистов с православными и
присоединившимися к православию священниками
известны. Их вешали, расстреливали, - в общем,
расправлялись “по дедовскому способу”[25]
и примеров этого много.
О. Гавриил завершил
путь своей жизни, мученически
засвидетельствовав свою веру[26]. Он был убит в
спину не далеко от своего храма националистом
Василием Панькивом. Сами же националисты
приписывают это спецслужбам.
Есть большая разница
между гонениями на униатов в 1946-1986 гг. и гонениями на
православных в тех же районах: униаты гонимы были
советской властью, сейчас же православные гонимы
именно униатами и галичской националистической
общественностью. Единственным прямым актом
Московской патриархии было Послание патриарха
Алексия I к униатам Западной
Украины[27].
Даже из сопоставления реальных действий униатов
и Русской Православной Церкви очевидно, что на
террор униатов против православного
духовенства, и причем террор многовековой,
православные ценой своей жизни спасали самих
своих гонителей от уничтожения и тюрем. В ответ
на благословения на убийства[28] - православные
ходатайствовали об освобождении униатов из
заключения[29].
В ответ на убийства в спину - православные сами
отдавали свои жизни за заблудших своих братьев.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Свитич А.
Православная Церковь в Польше и ее автокефалия //
Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ
столетии. -М., 1997. -С. 199 См. также -С. 1-7, 75-79, 115-183; Поспеловский Д.В.
Русская Православная Церковь в XX веке. -М., 1995. -С. 260; Цыпин В.
История Русской Православной Церкви. -С.
344.
[2] Гайдук Н.
Брестская уния 1596 г. -Минск, 1996. -С. 115. Такова была
позиция и Рима - см. Свитич А.
Православная Церковь в Польше и ее автокефалия //
Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ
столетии. -М., 1997. -С. 166, 193.
[3] Свитич А.
Православная Церковь в Польше и ее автокефалия //
Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ
столетии. -М., 1997. -С. 93.
[4] Там же. -С. 237.
[5] Шкаровский
М.В. Московская патриархия на международной
арене. В центре "большой политики" //
Христианское чтение. Журнал православной
Духовной Академии. -СПб, 1996, с. 90-91.
[6] ЦДАГО Украины, ф. 1, оп.
23, д. 887, л. 40-41. Цит. по: Греко-католицька
церква в 1944-1991
рр. Публ. В. Сергійчука // Український
історичний журнал, -К.,
1996, №4. -С. 101.
[7] ГАРФ ф. 6991, оп. 3, д. 8, л.
30-35. Цит. по: Униаты и советская власть
(встреча в Москве. Декабрь 1944) Публ. Одинцова //
Отечественные архивы, №3, 1994. -С. 61
[8] ГАРФ ф. 6991, оп. 1, д. 4, л.
1-3. Цит. по: Крестный
путь патриарха Сергия: документы, письма,
свидетельства современников (к 50-летию со дня
кончины) Публ. Одинцова. // Отечественные
архивы, №2, 1994. -С. 74
[9] Униаты и советская
власть (встреча в Москве. Декреты 1944 г.) Публ. М.И. Одинцова
//Отечественные архивы, 1994, №3, с. 38.
[10] ЦДАГО Украины, ф. 1, оп.
22, д. 75, л. 3-18. Цит. по: Сергийчук В. ОУН-УПА в
роки війни. Нові документи і матеріали. -К., 1996. -С.
16
[11] Одинцов
М.И. Хождение по мукам. 1939-1954 годы // Наука и
религия, 1990, №8, с. 21.
[12] Баран В., Даниленко
В. Україна в
умовах системної кризи (1946-1980
рр.). -Т. 13. -К, 1996. -С. 25.
[13] Там же.
[14] Історія
України. Нове бачення. Навчальний посібник. -К.,
1997. -С. 360.
[15] Шкаровский
М.В. Московская патриархия на международной
арене. В центре "большой политики" //
Христианское чтение. Журнал православной
Духовной Академии. -СПб, 1996, с. 93-94.
[16] ЦДАГО Украины, ф. 1, оп.
23, д. 5069, л. 89,116-120. Цит. по: Греко-католицька
церква в 1944-1991
рр. Публ. В. Сергійчука // Український історичний
журнал, -К.,
1997, №2. -С. 100
[17] Там же.
[18] Єпархіальний
вісник. -Львів, 1947,
- Ч.1;
Діяння Собору Греко-католицької
Церкви в м. Лвові 8-10 березня
1946 р. -Львів, 1946,
- с. 27. Цит.
по: Боцюрків Б. УГКЦ в катакомбах (1946-1989) //
Ковчег. Збірник статей з церковної історії. -Львів,
1993. -Ч. 1. -С. 117-118.
[19] ЦДАГО Украины, ф. 1, оп.
23, д. 1641, л. 3-5 об. Цит. по: Греко-католицька
церква в 1944-1991
рр. Публ. В. Сергійчука // Український історичний
журнал, -К.,
1996, №4. -С. 107.
[20] См.: ЦДАГО Украины, ф.
1, оп. 23, д. 1641, л. 126-132.
Цит. по: Греко-католицька
церква в 1944-1991 рр.
Публ. В. Сергійчука // Український історичний
журнал, -К., 1996, №4. -С. 109-112
[21] Боцюрків
Б. УГКЦ в катакомбах (1946-1989) //
Ковчег. Збірник статей з церковної історії. -Львів,
1993. -Ч. 1. -С. 114.
[22] Журнал
Московской Патриархии (ЖМП). 1946. №4. -С. 22-23.
[23] ЖМП, 1986, №3 , с. 75.
[24] Боцюрків
Б. УГКЦ в
катакомбах (1946-1989) //
Ковчег. Збірник статей з церковної історії. -Львів,
1993. -Ч. 1. -С. 113.
[25] ЦДАГО Украины, ф. 1, оп.
23, д. 1641, л. 126-132.
Цит. по: Греко-католицька
церква в 1944-1991 рр.
Публ. В. Сергійчука // Український історичний
журнал, -К., 1996, №4. -С. 109-112; ЦДАГО Украины, ф. 62, оп.
1, д. 253, л. 14. Цит. по: Сергийчук В. ОУН-УПА в
роки війни. Нові документи і матеріали. -К., 1996. -С.
52.
[26] Жизнеописание
протопресвитера Гавриила Костельника см.: Митр.
Никодим (Руснак). Житіє
Священномученика Протопресвітера Гавріїла
Костельника // Віра и Розум, -Харків,
2000, №1, с. 286
[27] См. Поспеловский Д.В.
Русская Православная Церковь в XX веке. -М., 1995. -С. 261.
[28] См.: Григоренко А. Уния в истории Украины - Руси. Краткий
исторический очерк. -Новосибирск,
«Паритет», -1991. -С. 80
[29] Митрополит
Ювеналий. Человек
Церкви. К 20-летию со дня кончины и 70-летию со дня
рождения Высокопреосвященнейшего митрополита
Ленинградского и Новгородского Никодима
(Ротова), Патриаршего Экзарха Западной Европы (1929-1978). -М., 1999. -С. 137-138