На главную

О рассудительности

Во имя Отца, и Сына и Святого Духа.

Братья и сестры, велика добродетель рассуждения. Соломон, один из самых мудрых людей, просил у Бога не богатства и могущества, а мудрости. Бог даровал ему ее, а сней и все блага жизни. Своей мудростью и рассудительностью Соломон славился на весь мир, и даже из дальних стран приходили послушать его. Премудрый царь так поучал в притчах: "Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание приятно будет душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого" (Притч. 2, 10-12). Добродетель рассудительности - это то, чего сейчас так нехватает нашему суеверному обществу. А ведь вера без разума - дело опасное. Поэтому рассудительность - это якорь, позволяющий твердо держаться Церкви и не следовать ветрам суеверия, поддерживаемых народной молвой и средствами массовой информации.

Без рассудительности, тяжело человеку держаться Церкви и правой веры. "Сын мой! Храни здравомыслие и рассудительность, и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей" (Притч. 3, 21). Видите, премудрый Соломон рассудительность называет жизнью для души, тогда как без этой добродетели легко устремиться в сети лукавого.

Есть три ступени рассужденя. Первая свойствена для новоначальных, которые только начинают свое восхождение к Богу. Истинное рассуждение на этой стадии, а это наша с вами ступень, первая ступенечка в церковной жизни - это истинное познание своего устроения душевного. "Господи, даруй мне зрети моя согрешения!", молимся мы в Великом Посту. Без зрения истинного своего положения, и положения плачевного не может быть какого-либро возрастания в духовной жизни. Все мы согрешили и нет праведного ниодного. А зачем Спаситель тому, кто и так хорош? Поэтому рассуждение на этой ступени дает познание себя самого.

Вторая степень - это дар Божий рассуждать и различать что есть истинно доброе и что ему противолежит, то есть, зло и противно Богу. Это большой дар рассудительности. Порой мы обманываемся, когда нам кажется, что вот это, например, есть добро, и никому вреда не принесет, если мы это сделаем, а в итоге это оказывается наоборот, злом, и приносит нашим ближним или же даже нам самим вред и душевный и телесный. Мир так устроен, что зло может маскироваться, принимать снаружи вид добра. Ведь иначе человек, который хочет жить по Богу, видя что это явное зло, не стал бы это делать, конечно, если он не соблазнится. Зло может принимать внешность добра. Например раскольники старообрядцы, из желания сохранить Церковь в чистоте, произвели великую смуту и создали церковный раскол, что является тягчайшим грехом. Подобным образом человек может оправдывать свою жадность и скупость, заботой о семье и детях (хуже, когда пытаются оправдать даже воровство и убийство), похождения к колдунам и ворожеям заботой о здоровье и т.п. Добро
же может быть только добром. И истинно разобраться в этом - Божий дар рассудительности.

Третья ступень рассудительности - это ступень совершенных и святых людей. В совершенных рассуждение это просвещенный Богом духовный разум, который светильником своим может просвещать и то, что есть темного в душах других. Рассуждение здесь в общем и состоит чтобы точно и верно постигать божественную волю во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи.

Как же приобрести эту добродетель рассуждения? Истинное рассуждение приобретается только кротостью и истинным смирением. Как добрый виноградарь вкушает только зрелые плоды, а кислые оставляет, так и рассудительный ум замечает добродетели других, а безумный разыскивает пороки и недостатки. Следует просить даровать ее у "Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему" (Иак. 1, 5). Но также нельзя нерадеть об непосредственном изучении истин своей веры и благочестия. Для того, чтобы получить дар рассудительности, Соломон говорит, что "знание должно быть приятно душе твоей", и только тогда "рассудительность будет оберегать тебя" (Притч. 2, 10-12).

Вспомним св. князя Владимира, который сумел во тьме язычества рассудить, что Евангелие - самое дорогое, что может быть у человека, Христос - единственный, кому можно подчиниться до конца, служить и быть поистинне свободным, который захотел дать эту драгоценность веры, Единого Господа и Спасителя своему народу.

Итак, прилагая ваше старание ко спасению, "покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь" (2 Пет. 1:5-7). Аминь.

На главную

Hosted by uCoz