Об истинной и ложной духовности
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры! Мы сегодня часто слышим,
что надо быть духовными. Но так часто употребляя
это слово, к месту и не к месту, задумываемся ли мы
над его истинным смыслом и значением, над тем
пониманием духовности, как ее понимает Святая
наша Церковь.
О духовности говорят все: средства массовой
информа-ции, различные секты, "передовая
наука" и даже оккультисты. В общественном
понятии духовность - это многообразованность,
знание, "культура", "просвещенность".
Сейчас модно, "духовно" интересоваться
эзотерикой, целительством, и разноцветными
магиями.
Однако что же такое в нашем понятии истинная
духов-ность? Есть ли такие критерии истинной
духовности, по кото-рым мы можем определить: вот
это - истинная духовность, а эта вот - нет. Вопрос
этот не прост, и сложность его под стать
сложности вопроса об истинном Боге. Ведь
истинная духов-ность соответствует только
Истинному Богу. По слову Спаси-теля "Бог есть
Дух". Богопросвещенность, стяжание Духа
Свя-таго, обожение - вот это в первую очередь и
есть истинная ду-ховность.
Примером же для нас истинной духовности может
слу-жить только один Бог, один Человек - Господь
наш Иисус Хри-стос. В себе самом Он объял и
непостижимо соединил два есте-ства - Божеское и
человеческое. И поскольку Он стал таким же
человеком, как мы с вами, кроме греха, мы можем ( и
должны ) подражать ему. Но как мы может это
сделать? Святой апостол Павел нас учит:
"Подражайте мне, как я Христу". Таким
обра-зом, подражая святым, тем, в которых мы видим
дыхание Духа Божия, мы подражаем самому Христу,
как и они ему подража-ют. Какие же дары Духа?
"Плод же духа: любовь, радость, мир,
долготерпение, благость, милосердие, вера,
кротость, воздержа-ние".
Как вы видите первое место занимает любовь. Как
же мы должны любить? Господь отвечает: "Как я
возлюбил вас". Как же, Ты, Господи, возлюбил нас?
Каков идеал Твоей, наи-высшей любви? - "Нет
больше той любви, как если кто положит душу свою
за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете
то, что Я заповедую вам" (Ин. 15: 13-14); "Аз есмь
пастырь добрый. Пастырь добрый душу свою
полагает за овцы". Сам Бог не то что любит, он
есть любовь. И Он ли, на Которого уповаем,
от-речется не то что своей заповеди, а выходит,
Самого Себя? - Да не будет! Как могут сектанты
отвергать Бога во Христе? Следуя их
"богословию" Бог, дающий заповедь наивысшей
любви, Сам избегает ее. Говоря "Нет больше той
любви, как если кто поло-жит душу свою за друзей
своих", не Сам восходит на крест, а смертью
другого умилостивляется. Говоря "славы Моей не
дам никому" Сам похищает славу галилеянина. Да
не будет! Это лже-богословие и лже-духовность. Но
пожалуй, они и сами не ведают, что говорят.
"Господи, погибельными ересьми ослеп-ленныя
светом Твого богоразумия просвети и святей Твоей
Апостольстей Церкви причти".
Знание не есть духовность. Духовен не тот, кто
много знает, а себя видит. Первый признак
духовного здравия, - гово-рит прп. Петр Дамаскин, -
видение грехов своих как песок мор-ский. И Исаак
Сирин пишет: "воздаяние бывает не добродетели
и не труду, а проистекающему от них смирению. И
если нет смирения - напрасны все труды". Но
зачастую в нашем мире преобладает
противоположное мнение. Например католический
святой Франциск Асизский, уже при смерти, говорит
такие сло-ва: "Я не сознаю за собой никакого, ни
одного согрешения, ко-торого бы не искупил бы
исповедью и добрыми делами". В
про-тивоположность сему, в нашей Православной
Церкви есть такой пример: преподобный Сисой, тоже
при смерти, просит при-шедших Ангелов оставить
его еще здесь, на земле, для покая-ния. Братия же,
слыша это, восклицают, тебе ли каяться, отче!
Ответ был таким: "Не знаю, положил ли я начало
покаяния мое-го…"
И эти слова были не "смиренничаньем", а
действитель-ным, истинным видением себя. Он
действительно так считал. И плач святых о грехах
своих был действительным сокрушени-ем их сердца.
Истинная духовность - видение своего греха,
сво-ей поврежденной природы. И чем больше человек
очищается, тем больше видит. Смирение - есть
реальный взгляд на себя. Кто я? Каков я? Это отнюдь
не "смиренничанье".
Многие теоретически знают что нужно смирение,
что без него не устоит никакая добродетель. И
происходит следую-щее: чтобы показаться на людях
смиренным - внешне надевают маску смирения. Из
аскетического опыта нашей Церкви мы зна-ем много
таких примеров. Вот, например, один из них.
И так будем искренно, от всего сердца нашего,
молиться Человеколюбцу Христу, чтобы Он открыл
наши мысленные очи, дабы даровал зрети нам своя
согрешения, и не осуждати брата своего, яко
благословен еси во веки веков. Аминь.