На главную

О тайне искупления

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры.

Находясь в лоне Церкви, задумывались ли мы когда нибудь о том, зачем мы здесь. Что нам нужно в Церкви? Зачем ходим в храм? А ведь ответ на этот вопрос может пролить свет на самую суть и Церкви и нашей с вами жизни.

Итак, зачем мы с вами здесь? Давайте задумаемся, что мы можем дать Церкви, Богу и что желаем получить.

Многим, наверное, хочется получить счастье, достаток при минимальных затратах. Вот поставил свечку, и хватит с меня. Многие ищут именно земных благ, считают это основным в своей жизни. И это естественно. Для животных. Естественно заботиться для животных о желудке и о том, что ниже. Это естественно, в некоем роде, и для  большинства инославных. Цель и назначение религии для них - это безбедно существовать, земное благополучие. Им веровать надо удобно. У западных течений даже богословие, по выражению священномученика Иллариона (Троицкого), «юридическое и банковское». Поэтому, братья и сестры, не будем протестантами восточного обряда. Итак, получение земных благ не является самоцелью веры и церкви. Не за этим мы должны приходить в храм.

Но, может быть, мы можем что-то дать Богу? Однако все и так Господне. И Ему нет нужды ни в чем. Даже жизнь наша, и то дана Богом. И все же есть некая область, которую Бог оставил не в Своей власти. Как это может быть, спросите? Да, наша воля, наша свобода - она только наша. И Господь не вмешивается. Он не остановил за руку Адама, когда он простер ее к запретному плоду. Он не остановил Оноприенко и Гитлера. Однако Он же не заставлял Сергия Радонежского и Серафима Саровского быть святыми и любить Его насильно. И вот это то, что Бог желает в нас: «Сыне, даждь Мне сердце Твое». Любить Его свободно и следовать к Нему любя.

Но это еще не все. Зачем в таком случае нужен Христос? Ведь для того, чтобы дать заповедь любви к Богу и ближнему не нужно пришествие Христово. Только лишь для того, чтобы дать пример и образец? Однако видение образца и примера самого человека не исправит. Покажи хромому как надо ходить, или расскажи слепому о свете - он не пойдет и не прозреет.

Практически все западные исповедания считают, грубо говоря, что  Христос Бога примирил человеком. При этом меняется не человек, а Бог и Его отношение к нам. Бог теперь на нас не гневается, и мы можем хромать дальше. Даже им не кажется странным, что если за яблоко Бог так разгневался, то за столь великое преступление как убийство Сына Своего Единородного, даже если, как они считают, лучшего из людей - вдруг сменяет Свой гнев на милость. Однако они привлекают сюда всю тяжеловесность банковского дела и говорят о уплате долга, заслугах и проч., говорят на языке кошелька.

Православное богословие учит о болезни человечества. Человек болен, и болен грехом. Грех, как рак пронизал все человечество. Воля человека стала удобопреклонной ко греху, и каждый может убедиться на своем собственном примере как легко делать зло и как надо себя заставлять чтобы сделать что-то истинно и чисто хорошее. Человечество по своей свободной воле ушло от Бога, и этот сделанный шаг все глубже и глубже увлекал его. И одним прощением сверху ему было не помочь. И вот Бог Сам нисходит во всю глубину падения человека, воплощается. Снисходит до последних граней человеческого состояния богооставленности. Воплощение - великая тайна домостроительства нашего спасения. В воплощении восстановилась природа человека. Своим уничижением он воспринимает на Себя все последствия падения человека, испытывает богооставленность на Кресте, снизходит до глубин ада, возводя оттуда души праведников. Свет Христов проникает во все гнойники человечества. Христос, как врач, Сам проникает во всю глубину человеческого падения, чтобы ничто не осталось лишенным спасения и всем даровать возможность исцеления. Господь Иисус Христос воплощается - и с нами Бог; воскресает - и всеобщий закон смерти становится всеобщим законом воскресения. «Христос воскрес и никтоже во гробе». Теперь причастием ко Христу мы можем обрести все те бесценные дары, которое принес нам Спаситель Своим пришествием на землю во плоти. Само спасение обретается только во Христе и его нужно усвоить. Чтобы жить, надо иметь эту Жизнь, а Жизнь это Христос. «Аще не будете ясти плоти Сына Челевеческого и пити Крови Его - живота не имате в себе». Христос пришел - и дал нам Себя. Тело Христово есть также и Церковь, глава коей Христос. И только имея причастие истинному Телу и истинной Крови Христовой можно быть в Церкви. Вне Литургии, вне причастия - нет Церкви; и символизируя Тело и Кровь Христову, симвользируя Евхаристию можно только казаться Церковью, но не быть ей реально. Имея причастие самому Богу, мы имеем возможность исполнить предназначение,  к которому и был призван Адам, а с ним и все человечество - обожение.

Поэтому, братья и сестры, приходя в храм, мы должны твердо помнить, что тут совершается великое таинство таинств Евхаристия, преподается Тело Царя и Бога. Что приходим мы во врачебницу, исцеляющую наши душевные и телесные немощи. Что цель нашего пребывания в Церкви - это соединение со Христом. Только в Нем - наша жизнь, и надежда и спасение.



На главную
Hosted by uCoz