Участь грешников на том свете.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Возлюбленные братья и сестры!
В земной жизни человек рано или поздно отвечает
за свои поступки перед законом, перед обществом,
перед самим собой. За выполненной работой всегда
следует расплата, по всяком деле - благодарность
или порицание. Так в определенный момент,
хотелось бы нам того или нет, все должны будут
ответить за свою жизнь, за все свои дела, и больше
того - даже за помышления.
Радостная и вечная жизнь ожидает праведных после
суда (Мф. 13:43), и вечные мучения уготованы для злых
(Мф. 25:41-42). В чем же состоят мучения грешников в
аду?
Мучения грешников во аде состоят в том, что они -
удалены от света лица Божия (Мф. 7:23) и заключены в
темницу духов (1 Петр. 3:18), - а одно это отвержение
от Бога есть уже величайшее наказание; лишены
участия в царствии небесном, в блаженстве
праведников, и ввержены во тьму кромешную (Мф.
22:13); чувствуют угрызения совести за свои грехи,
которая терзает их непрестанно, как червь
неумирающий (Мк. 9:44); находятся в обществе злых,
отверженных духов; наконец, терпят разные
муки(Лк. 16:23; Мф. 22:13 и др.). Мучения грешников во аде
не одинаковы, но соразмерны преступлениям
каждого.
Но не надо понимать муки примитивно. Так,
святитель Иоанн златоуст, говоря о мучениях
грешников, видит их мучения в том, что они будут
лишены славы Царствия Божия. Лишение благ
Царствия Божия - это богооставленность, и она, по
мнению Святителя, способна причинить такую муку,
такую скорбь и тесноту, что если бы никакая казнь
и не ожидала бы согрешивших здесь, то сама по себе
эта богооставленность сильнее геенских мук
будет терзать и возмущать их души. Духовная
скорбь об упущенном и потерянном окажется
страшнее всего. И мы отлично знаем из практики
своей жизни, сколь тяжелее душевные и духовные
болезни, чем болезни физические, и как разрушающе
действуют они на наш организм.
Кончатся ли мучения грешников когда-нибудь? По
этому поводу существуют различные частные
мнения. Но, согласно Евангелию и христианскому
вероучению, они должны быть вечными (Мф. 25:46). В
Евангелии говорится, что этот вечный огонь
"уготован диаволу" - значит, первоначально
это мучение предназначалось не для людей, а для
ангелов, возмутившихся против Бога.
Критерием нашего оправдания или осуждения на
Страшном суде (ведь одни пойдут в вечную радость,
другие - в вечную муку) (Мф. 25:46) служат
человеческая жизнь и дела: накормили ли мы
алчущего, напоили ли жаждущего, приняли ли
странника, одели ли нагого, посетили ли больного,
навестили ли седящего в темнице (Мф. 25:35-36). Ибо
скажет Господь: "Так, как вы сделали одному из
сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф.
25:45), а если вы этого не сделали людям, то не
сделали самому Христу.
Еще тут, на земле, человек может соединиться с
Богом. Царство Божие начинает строиться в душе
человека именно еще здесь на земле. Так и люди
согрешившие заранее чувствуют уже здесь некую
тяжесть и груз греха на душе.
Многие задают такой вопрос, как Бог может помнить
все человеческие грехи? Почему Бог такой
жестокий? Почему за временные преступления
против Него он наказывает вечными муками? Где
любовь Божия, где милосердие и сострадание?
Неужели мы приговорены холодной правдой и
законом к осуждению, так как законом никто не
оправдается.
Ответом может послужить следущий пример. Так
человек, просидевший долгое время в темной
комнате и отказывавшийся выходить к свету,
неизбежно слепнет, когда солнечные лучи впервые
касаются его лица. И кто виноват, что на
постоянный призыв выйти на улицу, к свету, он
отвечал отказом?.. А глаза, тем временем, потеряли
способность воспринимать свет, то есть жизнь.
Поэтому именно сам человек обрекает себя на
вечную тьму, вечное мучение.
"Никто не благ, как только один Бог" (Мф. 19:17).
Он простил разбойника, принял блудного сына, внял
покаянию мытаря. Мы верим, что он простит и
помилует нас земнородных. Но и благоразумный
разбойник, и блудный сын, и раскаявшийся мытарь
имели глубокую веру и упование на Бога, имели
чувство искреннего покаяния. Имеем ли мы этот
дар, братья и сестры? На что мы надеемся, почему в
беспечности проводим свои дни? Господь дает
каждому человеку возможность познать вечность,
свое человеческое назначение и его благость.
Однако же насколько Он благ, настолько и
справедлив.
Будем же внимать зову святой Церкви и хотя бы
изредка приходить из состояния беспечности в
трезвость, вспоминая, что есть суд Божий и нас
ждет праведный Судия. Никто не знает, когда
пробьет его последний час и когда он встретится с
Богом, но каждый знает определенно, что этот час
неизбежен. Аминь.