На главную

Как происходит обращение ко Христу.

Благоволением Божиим, мы достигли Крестопоклонной недели св. Великого Поста. Как говорится в синаксари этого воскресенья, святии божественнейшии отцы некиим Божиим смотрением посреди св. Четыредесятницы сей праздник насадиша. Посреди Поста, как и посреди древнего рая, насаждено древо Креста. Ведь Крест - средоточие всего мира (спасение соделал еси посреде земли, Боже), жизни каждого человека.

У всех вещей есть какая-то сердцевина, отсутствие которой сразу бросается в глаза. Нью-Йорк без статуи Свободы, Париж без Эйфелевой башни, Россия без храмов, храм без престола, человек без Христа.

Первый шаг в обращении ко Христу - обращение внутрь себя самого. Познай самого себя - эту истину высказывали еще древние философы. Стоит заглянуть в себя - и что же там? Увидим ли мы там Христа? Отнюдь. Там место запустения, Тамо гади, имже несть числа. Нет там Христа. Хотя я уже зашел слишком далеко. Надо еще дойти до того, чтобы осознать что нам нужен Христос, надо иметь нужду и жаждать Его, видя свою немощность и пустоту. Пуст и пался есмь. Нет во мне ничего хорошего и достойного. Нет во мне ничего святого и т. п. Мы без Христа в нас - уродливое и жалкое зрелище. Бог не в рукотворенных храмах живет, а в боготворенных. Не знаете-ли что вы храм живущего в вас Духа, и Дух Божий живет в вас?

Не сознавая своей немощи, своей ущербности, человек не может прийти ко Христу. Зачем Спаситель тому, кто сам, как ему кажется, хорош и правилен, и благочестив, и безгрешен, и совершенен. Видение греха своего порождает нужду в Искупителе.

Вот как Игнатий Брянчанинов пишет об этом: "Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения; от такого взгляда на себя человек признает нужду в искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния" . "Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. К чему Христос для того, кто сам и разумен, и добродетелен, кто удовлетворен собою, кто признает себя достойным всех наград земных и небесных?" .

Невольно обращает на себя внимание несоответствие приведенных слов общепринятому богословскому тезису о вере как начальном условии принятия Христа. Святитель как бы подчеркивает: не в рассудочной вере в то, что Христос пришел, пострадал и воскрес "начало обращения ко Христу", а напротив, сама вера рождается из познания "своей греховности, своего падения", ибо "не сознающий своей греховности… не может уверовать во Христа".

"Не здоровые имеют нужду во враче, но больные" (Мф 9:12).

На познании и сознании немощи зиждется все здание спасения - пишет свт. Игнатий.

Петр Дамаскин: Начало просвещения души и признак ее здравия заключается в том, когда ум начинает зреть свои согрешения, подобные множеством своим морскому песку.

Кто возненавидел грех, враждует против него, кто встал на доброй страже дома своего с обнаженным мечом - глаголом Божиим, кто отражает, посекает этим мечом грех, в каком бы виде он не приближался к нему, тому дарует Бог великий дар: зрение греха своего.

Мы и молимся Великим Постом: Господи, Даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь.

На главную

Hosted by uCoz