Как происходит обращение ко Христу.
Благоволением Божиим, мы достигли
Крестопоклонной недели св. Великого Поста. Как
говорится в синаксари этого воскресенья, святии
божественнейшии отцы некиим Божиим смотрением
посреди св. Четыредесятницы сей праздник
насадиша. Посреди Поста, как и посреди древнего
рая, насаждено древо Креста. Ведь Крест -
средоточие всего мира (спасение соделал еси
посреде земли, Боже), жизни каждого человека.
У всех вещей есть какая-то сердцевина, отсутствие
которой сразу бросается в глаза. Нью-Йорк без
статуи Свободы, Париж без Эйфелевой башни, Россия
без храмов, храм без престола, человек без Христа.
Первый шаг в обращении ко Христу - обращение
внутрь себя самого. Познай самого себя - эту
истину высказывали еще древние философы. Стоит
заглянуть в себя - и что же там? Увидим ли мы там
Христа? Отнюдь. Там место запустения, Тамо гади,
имже несть числа. Нет там Христа. Хотя я уже зашел
слишком далеко. Надо еще дойти до того, чтобы
осознать что нам нужен Христос, надо иметь нужду
и жаждать Его, видя свою немощность и пустоту.
Пуст и пался есмь. Нет во мне ничего хорошего и
достойного. Нет во мне ничего святого и т. п. Мы
без Христа в нас - уродливое и жалкое зрелище. Бог
не в рукотворенных храмах живет, а в
боготворенных. Не знаете-ли что вы храм живущего
в вас Духа, и Дух Божий живет в вас?
Не сознавая своей немощи, своей ущербности,
человек не может прийти ко Христу. Зачем
Спаситель тому, кто сам, как ему кажется, хорош и
правилен, и благочестив, и безгрешен, и
совершенен. Видение греха своего порождает нужду
в Искупителе.
Вот как Игнатий Брянчанинов пишет об этом:
"Начало обращения ко Христу заключается в
познании своей греховности, своего падения; от
такого взгляда на себя человек признает нужду в
искупителе и приступает ко Христу посредством
смирения, веры и покаяния" . "Не сознающий
своей греховности, своего падения, своей
погибели не может принять Христа, не может
уверовать во Христа, не может быть христианином.
К чему Христос для того, кто сам и разумен, и
добродетелен, кто удовлетворен собою, кто
признает себя достойным всех наград земных и
небесных?" .
Невольно обращает на себя внимание
несоответствие приведенных слов общепринятому
богословскому тезису о вере как начальном
условии принятия Христа. Святитель как бы
подчеркивает: не в рассудочной вере в то, что
Христос пришел, пострадал и воскрес "начало
обращения ко Христу", а напротив, сама вера
рождается из познания "своей греховности,
своего падения", ибо "не сознающий своей
греховности… не может уверовать во Христа".
"Не здоровые имеют нужду во враче, но
больные" (Мф 9:12).
На познании и сознании немощи зиждется все
здание спасения - пишет свт. Игнатий.
Петр Дамаскин: Начало просвещения души и признак
ее здравия заключается в том, когда ум начинает
зреть свои согрешения, подобные множеством своим
морскому песку.
Кто возненавидел грех, враждует против него, кто
встал на доброй страже дома своего с обнаженным
мечом - глаголом Божиим, кто отражает, посекает
этим мечом грех, в каком бы виде он не приближался
к нему, тому дарует Бог великий дар: зрение греха
своего.
Мы и молимся Великим Постом: Господи, Даруй ми
зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков, аминь.