"Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?" (Мк. 15:34)
В нашей обычной человеческой жизни мы, дорогие отцы, братья и сестры, стараемся слушать советы и наставления других людей, особенно если эти люди нам дороги, близки, если мы их всей душой любим, искренне уважаем, почитаем. А с каким сосредоточенным вниманием мы впитываем их слова и запоминаем их действия в последние минуты их земного бытия! Предсмертные указания дорогих нашему сердцу людей глубоко запечатлеваются в нашей душе. Много - много раз мы с волнением вспоминаем их и каждый раз находим в них что-то новое, до конца нами неосмысленное или невыполненное, нужное нам, что-то нам полезное, к чему-то нас призывающее и даже обязывающее.
А если так, то какую же несравненную ценность составляют для нас, верующих, последние слова нашего Господа и Спасителя, сказанные Им со Креста?!
Братья и сестры, сейчас мы
созерцаем тот предел, для которого нет слов. Страшен он по своему существу,
этот предел, до которого дошел Христос в Своей любви к нам, людям. В подвиге
Христа Спасителя не страшны муки, не страшны раны и уничижения, страшное другое
- отдаленность от Бога.
Приняв на Себя плоть человеческую, Христос Спаситель вошел в нашу человеческую сферу, в нашу отдаленность от Бога. Вошел, чтобы жертва Его была всесовершенной и спасительной для всех людей. Вошел настолько, что потерпел богооставленность, о чем свидетельствует Его молитва: "Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?" (Мк. 15:34). Человеческие грехи, человеческая отдаленность от Бога легли самой тяжелой ношей на Его пречистые плечи. И когда мы вспоминаем Гефсиманскую ночь, нас поражает борение Сына Божьего, Который как Человек видит идущую к нему смерть, видит идущую к Нему Чашу и знает, только удалившись и отделившись от Бога, может человек умереть.
Христос испил полную чашу страданий. И над всеми ими - бездонная последняя печаль одиночества, которую испытывает Господь в поединке со злом всего мира и с князем этого мира. Слова Христа: "Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?" - были предельной границей, границей смерти. И чтобы умереть, нужно было преступить эту границу. Господь наш Иисус Христос, вошедший в нашу богоотдаленность, преступил эту границу и принял смерть и вольное погребение ради нашего спасения и нашего воскресения.
Он страдает, чтобы дать нам возможность блаженствовать. Он принимает все без ропота, чтобы возвратить нас в сладкое послушание Отцу Небесному. Он исполняет этот подвиг до конца и тем самым дарует возможность всему роду человеческому от богоотступничества вернуться в объятия Отча и, найдя прощение своим согрешениям, изгладив всякую вину и преступление, стать сынами Неба.
В Его смерти повинен каждый из нас. Это грехи людские заставили и заставляют вновь страдать и распинаться Христа Жизнодавца. И если бы хоть один человек согрешил, отступил от Бога, то, вероятно, и ради него пришел бы Сын Божий, чтобы, оставив девяносто девять овец, идти на поиски сотой овцы, разыскать и единственную потерянную драхму.
Слова Христа Спасителя вводят нас во глубину Его страданий, когда, казалось, что Бог Отец отступил от Него, как принявшего грехи всего мира: "Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?" (Мф. 27:46)… Нет ничего страшнее, как быть оставленным Богом!.. Но здесь, на Голгофе, Отец слышит вопль Сына и принимает принесенную им умилостивительную жертву… Рушится преграда, отделявшая землю от Неба!.. Нет такой больше бездны, из которой не вознеслась бы в сами селения Божии усердная молитва!
"Боже мой, Боже мой, почему Ты Меня оставил?". Все Евангелие говорит об этой тайне: Бог из любви к людям сделал себя доступным для смерти и страдания. Как? - "Слово стало плотью". Не переставая быть Богом, Творец принял в себя полноту человеческой жизни - со всеми радостями и печалями, присущими человеческому телу и человеческой душе. Но смерть не может найти себе в Нем места, теперь ад стеня вопиет: рузрушися моя власть, приях Бессмертнаго, яко единаго от умерших, сего держати отнюд не могу… Теперь смерть уже не властвует над человечеством, всеобщий закон смерти сменился законом всеобщего воскресения.
Мы смотрим на Его смерть и
видим Его воскресение. Сам же Крест Христов - позорное орудие Его позорной
казни - ныне блещет победой, вселяя в наши сердца светлую христианскую надежду.