На главную

Имейте нрав не сребролюбивый, довольствуйтесь тем, что есть.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры! Святые отцы в своем руководстве в духовной жизни, в своем учении о спасении показывают нам семь главных страстей, или так называемых смертных грехов. Один из этих смертных грехов есть сребролюбие. Отцы так же называют его корнем всех зол. Сам Христос богача называет безумным. И не потому, что материальные блага плохи сами по себе, но Он осуждает неправильное отношение к ним, когда лишь в богатстве и только в нем человек видит все главное в жизни. Господь осуждает богатство как самоцель, которая ослепляет человека, заслоняя все остальные ценности. Девиз настоящего мира сходен со словами евангельского богача: "Душе моя, покойся, ешь, пей, веселись". Человек воздвигает культ плоти. Требования плоти занимают наш ум и стремления, мы стараемся стяжать себе богатство, чтобы можно было вдоволь и с наслаждением есть, пить, веселиться. Однако "не хлебом одним будет жить человек" (Мф. 4:4).

Безусловно, для того, чтобы иметь полноту мира, спокойствия и благодати, необходимо, по крайней мере, в одинаковой степени питать и греть свою плоть (Еф. 5:29) и возгревать свой дух (Рим. 12:11). Вина евангельского богача в том, что он, заботясь о материальном и временном, совсем забыл о духовном.

Ничто не должно становиться между нами и Богом. Ничто не должно нас разлучить со Христом. Ни скорбь, ни болезнь, ни гонения, ни смерть, но также и не богатство и всякое излишество. Напротив, при умелом обращении и оно может принести великую пользу. Все что у нас есть дано Промыслом Божиим. Поэтому надо довольствоваться тем, что есть. Нельзя служить Богу и маммоне.

Господь не запрещает людям умножать свое благосостояние. Он благословляет труд людской. Дело не в богатстве, а в отношении к нему. Человеку, который делает из своего имущества идола - маммону и ему одному служит, Христос говорит: "Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?" (Лк. 12:20) "Хлеба и зрелищ" - девиз нашего времени.

Христос говорит: "Старайтесь не о пище тленной, ноо пище, пребывающей в жизнь вечную" (Ин. 6:27). "Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес"; "Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать и верующий в Меня не будет жаждать никогда" (Ин. 6:32-35).

Преимущественнее же всего, довольствуясь тем состоянием, в котором поставил нас Промысел, тщательно собирать сокровища христианских добродетелей в залог блаженной жизни, чтобы во всякое время, в какое ни последует наша кончина, могли мы с твердым упованием на милость Божию, благодушно встретить смерть, как добрую, услужливую рабыню, которая поможет нам совлечься этой плоти для беспрепятственного перехода в область вечности.

С другой стороны, Царство Божие - поистине царство тех., которые поняли, что они бесконечно богаты: ведь мы можем всего ожидать от любви Божией и от человеческой любви. Мы богаты, потому что ничем не обладаем, мы богаты, потому что все нам дано. И вот тому, кто считает, что он по праву богат, трудно принадлежать Царству, где всякая вещь - знак любви и где ничем нельзя завладеть, потому что тогда оно отнимается от других.

Кроме того, как только мы цепляемся за что бы то ни было, мы становимся рабами. В тот момент, когда мы зажали в руке мелочь и не готовы раскрыть руку и отпустить эту мелочь, мы потеряли свою зажатую ладонь, мы потеряли руку и потеряли тело, потому что все внимание сосредоточено только на том, как бы не потерять этот медяк; о всем остальном будет забыто…

Кроме земных благ Господь дает нам блага и дары духовные. От нас требуется гармоническое сочетание тех и других даров и мудрое употребление их во славу Божию и пользу. И не следует всю жизнь и все усилия употреблять на погоню за призрачным счастьем. Счастье, для того, кто его правильно понимает, - всегда рядом. Какое счастье для человека сознавать, что он сын не только земли, но и неба, что жизнь его должна быть не только животной, но и человеческой в самом высоком и глубоком смысле этого слова. Только в мудром сочитании забот о Божественных дарах как духовных, так и телесных мы достигаем настоящего богатства, покоя и веселия. При таком отношении к вещам Господь не назовет нас безумными, как назвал евангельского богача, а "благословенными Отца" Его (Мф. 25:34).

На главную

Hosted by uCoz