Нет христианства без внимания к внутренней жизни.
Во имя Отца, и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры, если бы нам подарили
древнюю икону, поврежденную временем,
обстоятельствами, небрежностью или злой волей
людей, как мы могли бы к ней отнестись? Мы могли бы
отнестись к ней двояко. Либо, разглядев все, что в
ней испорчено, плакаться об этом; и тогда это
единственное, что мы можем сделать. Либо мы можем
всмотреться в то, что осталось от первоначальной
красоты изображения (лика); и вглядевшись очень
долго и внимательно, вобрав в себя всю красоту,
какую мы можем в ней прозреть, если только мы
способны на такой труд, отождествившись с этой
красотой, мы могли бы распространли на
поврежденные части ту красоту, которая еще есть.
Надо начинать с той красоты, что еще есть в нас.
Поэтому не может христианину прийти на ум, чтобы
образ Божий, запечатленный в нас в акте
сотворения, мог бы быть до конца искоренен или
уничтожен: он есть. Мы как иконы поврежденные, но
все же иконы; мы все равно дороги Богу, мы все
равно для Него значительны, и вместе с Ним, с Его
помощью мы можем сделать что-то ради этой
красоты. Еврем Сирин в своих писаниях говорит,
что когда Бог призывает человека к бытию, Он
вкладывает в самые его глубины все Царство Божие.
И цель жизни в том, чтобы копать, копать
неустанно, пока мы не доберемся до этого
потаенного сокровища и не усвоим его, не
отождествимся с ним.
Не сознавая своей немощи, своей ущербности,
человек не может прийти ко Христу. Зачем
Спаситель тому, кто сам, как ему кажется, хорош и
правилен, и благочестив, и безгрешен, и
совершенен. Видение греха своего порождает нужду
в Искупителе.
Вот как Игнатий Брянчанинов пишет об этом:
"Начало обращения ко Христу заключается в
познании своей греховности, своего падения; от
такого взгляда на себя человек признает нужду в
искупителе и приступает ко Христу посредством
смирения, веры и покаяния" . "Не сознающий
своей греховности, своего падения, своей
погибели не может принять Христа, не может
уверовать во Христа, не может быть христианином.
"И так сойдет" - здесь не годится, не сойдет. К
чему Христос для того, кто сам и разумен, и
добродетелен, кто удовлетворен собою, кто
признает себя достойным всех наград земных и
небесных?" .
Начало просвещения души и признак ее здравия
заключается в том, когда ум начинает зреть свои
согрешения, подобные множеством своим морскому
песку.
Кто возненавидел грех, враждует против него, кто
встал на доброй страже дома своего с обнаженным
мечом - глаголом Божиим, кто отражает, посекает
этим мечом грех, в каком бы виде он не приближался
к нему, тому дарует Бог великий дар: зрение греха
своего.
Итак, где же христианство без внимания к своей
внутренней жизни? Итак, в эти спасительные дни
поста помолимся со всей искренностью и усердием
нашему спасителю и Богу: "Господи и Владыко
живота моего… даждь ми зрети моя согрешения, и не
осуждати брата моего, яко благословен еси во веки
веков. Аминь".