Стяжание страха Божия по творению свт. Тихона Задонского "Об истинном христианстве"".

 

Что такое страх Божий? Еще Псалмопевец Давид восклицает, что страх Божий есть "начало премудрости" (Пс. 110:10), без которой человек не может достигнуть единственно истинной и необходимой для него цели и смысла земной жизни - единения с Богом для вечного блаженства с Ним в Царстве Небесном. Более того, человек, не имеющий в себе этого благодатного страха, не может сохранить образа и подобия Божия, данного человеческой природе Богом при творении. Без страха Божия человек теряет свою духовность, отходит от своего Творца, становится плотяным (Быт. 6:3). Только присутствие страха Божия в человеке свидетельствует о его духовности (5:152), которая в свою очередь влечет ум и сердце человека к правильному познанию истинного Бога (5:311). Кроме того, страх Божий, подобно верному стражу, всегда бдительно охраняет душевный дом христианина от всякого зла (2:253)[1].

Страх Божий есть великий спасительный "дар от Господа" (2:252), как и говорит об этом Сам Бог устами пророка: "…И страх Мой дам в сердце их, ко еже не отступити им от Мене" (Иер. 32:40)[2]. Но принять или отвергнуть этот дар - зависит от самого человека и его свободной воли.

Необходимым условием для принятия дара страха Божия является наличие в сердце человеческом веры в Господа. Точнее сказать, он усваивается человеком по мере его веры, потому что только вере свойствен истинный страх, благодаря которому верующий отвращается от всякого греха и беззакония. Когда вера угасает в человеке, то страх Божий оставляет его, вследствие чего душа ощущает полное опустошение. Но когда человек осознает свою немощь и снова водворит в своей душе спасительную веру и страх Божий, "тогда душа утешается, радуется, веселится и восклицает духом" (5:286)[3].

Существует несколько "ступеней" страха Божия. Как учит святитель Тихон, на низшей ступени развития добродетель страха Божия основывается на сознании неотвратимости и неизбежности праведного суда Божия, на чувстве страха, боязни будущих вечных страданий за грехи; Бог воспринимается человеком пока как только грозный Судья и карающий Мздовоздаятель[4].

Этот первоначальный страх человека пред Богом, деятельное уклонение от греха из-за угрозы наказания - возводит постепенно человека к более высшей ступени - сыновнего страха пред Богом. Таким образом, постоянное пребывание в подвиге, уклонение от зла переходит в твердый навык угождать Богу. Это открывает путь токам спасительной Божией благодати, "которая еще более утверждает его в добродетели страха Божия, научает его уже не только уклоняться от зла, но и делать добро (Пс. 33:15)"[5]. "В такой душе уже не боязнь наказания и страданий заставляет человека уклоняться от греха, но желание быть в единении с Богом" (1:103). На этой ступени страх Божий является для христианина сокровищем души, "душевным светом", освещающим его жизненный путь, его душу, мысли, дела и поступки (4:379). Христианин сознает себя не просто творением Божиим, но чадом Его. Для него Бог уже не строгий Судья и Мздовоздаятель, но всеправедный, любящий Отец. Однако и на этой ступени духовного развития христианин не должен останавливаться.

Сыновний страх пред Богом, по мере духовного преуспеяния и под действием Божественной благодати, должен перерасти в любовь к Богу и ближнему. Сыновний страх Божий, таким образом, является залогом высшего дара Божия человеку - совершенной любви, ибо только "страх Господень… на стезях любления поставляет" (Сир. 1:13) (2:252). Любовь же есть высшая ступень в духовном становлении человека. Преп. Иоанн Лествичник поставил ее на вершине лествицы восхождения человека к Богу. "Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько люди того могут достигнуть; по действу своему она есть упоение души"[6]. Далее прп. Иоанн говорит даже что "любовь, безстрастие и сыноположение различаются между собою одними только названиями"[7]. Следовательно, сыноположение, сыновний страх, благоговение пред Творцом и любовь - весьма близкие друг другу понятия. "По мере оскудения любви бывает в нас страх; ибо в ком нет страха, тот или исполнен любви, или умер душею"[8].

Таким образом добродетель страха Божия никоим образом невозможно изъять из пути духовного становления христианина - она с ним неразрывно связана.

Однако одного указания человеку на путь стяжания страха божия недостаточно. Ему необходимо знать и средства  приобретения и усвоения  этого дара.

Конечно, страх Божий это Его дар, который "рождается и умножается при помощи Божией" (2:254). Он может быть воспринят и усвоен человеком любого возраста, но наиболее благоприятным для этого возрастом являются детские годы. "От воспитания бо все житие зависит, - говорит святитель Тихон, - и родители, в страсе Господни детей своих не воспитывающии, Божия наказания не избегнут" (1:105). Это даже есть важнее, чем обучение грамоте и прочим наукам. "Грамота без страха Божия есть не что иное, как безумному меч" (1:254).

Страх Божий это дар, поэтому для его получения необходимо просить Бога о ниспослании этого дара и избегать греха (5:369). И, без сомнения, кто будет проводить свято свою жизнь и сердечно веровать во Христа, тот в короткий срок ощутит страх Господень в своем сердце (2:277). При строгой духовной настроенности христианин легко побеждает грех в самом его существе и все более укрепляется и возрастает в страхе Божием (5:369; 4:343).

Важным средством, укрепляющим страх Божий в душе христианина, служит размышление "о свойствах Божиих" (2:255), что научает человека "везде и всегда обращаться так перед вездесущим и всеведущим Богом, как дети обращаются перед своим отцом" (4:343).

Далее страх Божий рождается и утверждается в сердце человеческом от познания правды Божией, воздающей каждому по делам его, и от размышления о страшных карах Божиих, постигших грешников[9]. И святитель Феофан Затворник пишет: "Страха Божия ничто так сильно не поддержит, как память о Страшном Суде"[10].

Особенно сильным и благодатным средством утверждения в страхе Господнем является слышание слова Божия (2:254), ибо от слышания его рождается истинная вера в Бога, а где вера, там и страх Божий (5:152).

Для приобретения дара страха Божия имеются и другие благодатные стредства, например, молитва, пост, покаяние, причащение Святых Христовых Таин, единение с Христовой Церковью (2:254).

 

Далее рассмотрим спасительные свойства страха Божия. Прежде всего он является сильнейшим оружием против греха: " не дозволяет уму рассеиваться" (2:253), "языку не попущает много говорить, но более молчать, помышляя о том, что и за праздное слово следует воздать ответ в день судный" (2:254) и т.п. Страх Божий удерживает человека не только от явных грехов, но и от тайных, ибо имеющий его всегда перед собой видит Бога (2:254), по слову Псалмопевца: "Предзрех Господа одесную мене выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся" (Пс. 15:8);  и боится прогневать Его, чтобы тем самым не лишиться Его милости (2:72).

Спасительное действие этой добродетели не только воздерживает от греха. Он является самым действенным средством сохранения христианского благочестия, содействуя уклонению человека от зла и научая его добродетельной жизни (5:152). Душа, "страхом Божиим окружаема и содержима, неподвижна бывает ни на какое зло" (4:343).

У грешника страх Божий способен вызвать собой глубокое покаянное чувство (1:157).

Воспринятый всей душой изгоняет из сердца всякий страх пред людьми. Боящийся Господа "не только никакой временной беды или страха человеческого, но и самой смерти не боится" (2:254). Христианин, боящийся Господа, согласен лучше "бедствовать и умереть, нежели согрешить, и в страхе Божии всяку беду и самый страх смертный премогает" (2:234). Святитель также приводит примеры из библейской истории об Иосифе, Сусанне и проч. (2:234-235).

Утвержденный в сердце христианина страх Божий становится главной движущей силой, направляющей всю его жизнь и деятельность к достижению единственно необходимой для него цели и смысла земного бытия - стяжания благодати Божией и единения с Богом (2:253-254). И святитель Феофан Затворник пишет: "Страх Божий, страх Божий, страх Божий, - вот что надо водрузить в сердце, а сбоку на подмогу поставить страх смертный"[11].

И блажен человек, приобретший дар страха Божия. Но жалок и "беден, кто не боится Господа Бога" и небрежет о приобретении страха Господня (5:330). Без Божественной благодати и дара страха Господня он даже не может увидеть и понять, кто он и какова цель его жизни на земле; он духовно безоружен и абсолютно беззащитен от греха, ибо "бесстрашие отворяет путь ко всякому злу и беззаконию" (2:257)[12]. По выражению святителя Тихона, "как конь свирепый, не имея правителя, стремится и бежит, куда хощет и глаза смотрят: так человек, от природы ко всякому злу склонный, когда лишится страха Божия, как доброго правителя, на вся злая устремляется" (2:257).

Горе человеку, небрегущему о хранении дара страха Божия и не укрепляющему им своизх духовных сил. У такого человека нередко происходит разлад не только в жизни духовной, но и в физической, появляется несоответствие между внешним выражением Богопочитания и внутренним содержанием жизни. Он становится лжецом, который, пытаясь обмануть Бога, обманывает себя. Бог отвращается от такового, ибо Он ненавидит "всяк путь неправды" (Пс. 118: 104). "Лживые христиане, - говорит святитель Тихон, - мнятся Богу благодарить, когда в ценковь ходят, поют и хвалят Его, но, поскольку страха Его не имеют и не любят Его.., то хождение в церковь, песни и славословие их не иное что суть, как лицемерие, которое Бог, сердца и утробы испытуяй, ясно видит, и тако песней, славословие и молитв их не приемлет и отвращается, пока не исправят сердца своего" (2:60). Христиане, не имеющие или не хранящие страха Божия, только внешне почитают Бога, "ради стыда человеческого, а не от страха Божия" (1:72), потому что они боятся лишиться временного благополучия, боятся временного бесчестия, а не вечного наказания[13].

Как указывает Задонский святитель, кроме спасительного страха Божия, есть еще и другие виды страха. Одним из них является страх, который имеют нечестивцы и не желающие раскаяться грешники. Такой страх "и бесы имеют, "яко веруют и трепещут" (Иак. 2:19)" (3:19). Другой вид неспасительного страха - страх перед животными, силами природы, перед людьми, перед смертью - вызван у человека грехом, отдаляющим его от Бога[14]. "Видим, что люди тамо боятся, где нет страха, но тамо не боятся, где истинный страх есть. Боятся лишиться чести, славы, богатства, что все необходимо оставить всякому следует, но не боятся беззаконовать и вечно погибать. Сие есть ослепление ума человеческого" (5:91). "Дивно, -говорит святитель Тихон, - что люди плотяные того не трепещут, что демоны-духи трепещут!" (5:40).

Итак, приведенные мысли святителя Тихона дают возможность заключить, что страх Божий поистине есть начало духовной мудрости (2:17), источник и основание спасения человека в Боге (5:330). Страх Божий является путеводителем человека ко Христу и воспитателем его в Боге. Имеющий в себе страх Божий и пребывающий в нем удобно спасается от умыслов злокозненного врага - диавола и достойно проходит поприще духовного подвига. Только в таком случае душа христианина сможет служить Богу с благоговением (Евр. 12:28), ощутить в себе присутствие освящающего ее Духа Святаго. Она открывает человеку вход в Царство Небесное, ибо "страх господень - источник жизни" (Пр. 14:27).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

 

1.    Библия.

2.    Святитель Тихон Задонский. Творения. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1994.

3.    Душеполезные поучения святителя Феофана Затворника. Изд. Оптиной Введенской пустыни, 1998.

4.    Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1994.

5.    Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Самшит, -М., 1995.

 



[1] Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Самшит, -М., 1995, стр. 240.

[2] Там же.

[3] Там же, стр. 240-241.

[4] Там же, стр. 241.

[5] Там же.

[6] Прп. Иоанн Лествичник. Лествица, 30:7. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994, стр. 246.

[7] Там же, 30:9.

[8] Там же, 30:10. Лествичник ясно ставит любовь следствием страха Божия: "Умножение страха Божия есть начало любви; а совершенство чистоты есть начало Богословия" (30:20). Чистота, бесстрастие и любовь делают человека Богословом; и Богословом не по названию, а по существу своему. И всей этой премудрости начало - страх Божий.

[9] Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Самшит, -М., 1995, стр. 242-243.

[10] Собрание писем святителя Феофана. Вып. 3. -М., 1898, п.392, стр. 38. Цит. по: Душеполезные поучения святителя Феофана Затворника. Изд. Оптиной Введенской пустыни, 1998, стр.398.

[11] Собрание писем святителя Феофана. Вып. 4. -М., 1899, п.557, стр. 18-19. Цит. по: Душеполезные поучения святителя Феофана Затворника. Изд. Оптиной Введенской пустыни, 1998, стр.399.

[12] Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Самшит, -М., 1995, стр. 244.

[13] Там же, стр. 245.

[14] Там же.

Hosted by uCoz