Учение пророков. Краткий анализ.

 

Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне  (Ин. 5:39).

 

На протяжении всей истории человечества, начиная от первого человека - Адама, прослеживается некая цельная и неразрывная нить исторических событий, лиц. Если взглянуть на Святое Писание как-бы целиком, то видим поразительную цельность и единство книг, написанных в различное историческое время, с подчас громадным временным разрывом с нашей человеческой точки зрения; видна единая идея всего Писания, а в конце концов сквозь его букву просвещается образ Единого Автора. Существует некая цель, для чего собственно и существует оно (Писание). В своем ответе фарисеям Христос говорит: "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне" (Ин. 5:39). Вот эта цель Писания, выраженная Господом нашим Иисусом Христом. Свидетельство о Христе - истинная цель Св. Писания[1]. Здесь же Он и указывает на истинный источник жизни вечной - в Нем Самом. Без Него, без Христа, Писание само по себе не дает жизни вечной[2], а лишь свидетельствует, указывает на нее - в противовес протестантам, поставившим во главу угла "только Писание" (sola scriptura)[3]. Тут протестанты уподабливаются путешественнику, который найдя верный указатель к конечной цели пути, садится, обняв его, довольствуясь этим приобретением и принимая его за конец своей дороги[4]. Другими словами, они только выйдя на старт принимают его за финиш. Страшная ошибка[5].

Прот. Георгий Флоровский так говорит о Писании: "Весь Ветхий Завет - не что иное, как "родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова" (Мф. 1,1). Это эпоха обетований и ожиданий, время заветов и пророчеств. Пророчествовали не только пророки. События тоже были пророчествами. Вся эта Книга - пророческая, прообразовательная, вся она символами говорит о грядущем исполнении"[6].

Кроме того, "Библия - это не полное собрание всевозможных исторических, законодательных и религиозных сочинений; это избранное, санкционированое и засвидетельствованное использованием (прежде всего литургическим) в общине, а затем и формально - авторитетом Церкви. "Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его" (Ин. 20: 30-31)"[7]. Многое осталось незаписанным. Было много пророков. Пророками в Церкви называются не только те, кто оставил после себя пророческие книги. Много пророков не оставили после себя письменных свидетельств. Но память о них и их деятельности и пророчествах сохранена в исторических книгах, Предании Церкви.

Есть мнение, что Ветхий и Новый Заветы - "плоды деятельности двух разных Богов", указывают некие "различия". Однако, Иисус Христос принадлежит обоим Заветам[8]. И есть толкования св. отцов, что во всех Божиих явлениях в Ветхом Завете, бывших в образах, усматривается Сын Божий, Единственный истинный образ ипостаси Отчей.  

Божественным вдохновением человеческое не отметается прочь, но "преображается". Сверхъестественное не уничтожает естественного. Человеческий язык не искажает и не умаляет славы Откровения, не ослабляет мощи Слова Божия. Слово Бога можно правильно и точно воспроизвести в человеческих словах. Слово Божие не меркнет, когда звучит по-человечески. Ибо человек создан по образу и подобию Божию, и эта связь "по подобию" делает возможным общение. С тех пор, как Бог удостоил человека общением, само человеческое словео преобразилось, приобрело новую глубину и силу. Дух Божий дышит в строе человеческой речи. Так человек смог вымолвить Божественные глаголы, смог заговорить о Боге. Стало возможным богословие - "слово о Боге". Строго говоря, богословие становится возможным только через Откровение. Это человеческий ответ Богу, заговорившему первым. Это отклик человека Богу, Который заговорил с ним, Чьи слова человек услышал, сохранил и теперь записывает и повторяет. Конечно, этот ответ никогда не достигает совершенства. Богословие всегда в движении. Но основа и точка отсчета всегда одна: Слово Божие, Откровение[9].

Итак, три основных направления в учении пророков:

 

1.    Учение о Едином истинном Боге. МОНОТЕИЗМ.

У всех пророков без исключения это было одной из первейших и важнейших тем. Первая и наиважнейшая заповедь в законе есть заповедь о монотеизме. "Слушай Израиль! Господь Бог твой Господь Един есть!". Народ израильский, живший в тесном соседстве с языческими народами, был подвержен большому соблазну - почитать и соседских богов. Господь неоднократно повторяет, что нет кроме Него иного. "Я свидетель, говорит Господь Бог, и Отрок Мой, которого Я избрал, чтобы познали, уверовали и уразумели, Что Я есмь. Прежде Меня не было другого Бога и после Меня не будет. Я Бог и помимо Меня нет спасающего. Я возвестил и спас." (Ис. 43:10-12). Безумно почитать иных богов. Но чужое всегда кажется лучше. Поэтому, даже логически, становится понятным такое "обособление" Израиля Богом от других народов. Становятся ясными такие "странные" на первый взгляд заповеди, которые представляют собой "зеркало" языческого мира. Бог как-бы постоянно повторяет - вы не такие как все, вы Мой народ и должны нести свою миссию чисто и неповрежденно от мира. Преп. Иосиф Волоцкий в своем обличении ереси жидовствующих пишет об этом так: "Пока израильтяне жили в Египте, они научились от египтян приносить жертвы идолам и бесам, веселиться, танцевать и услаждать себя музыкальными инструментами. Когда же Бог захотел освободить их из египетского рабства, они уже привыкли приносить жертвы идолам. И когда они, желая приносить жертвы, сотворили тельца в пустыне и принесли жертвы бесам, тогда Бог попустил им, из-за их слабости, совершать жертвоприношения. Но не всякое животное он разрешил приносить в жертву: лишь вола, овцу, козу, голубя, горлицу и некоторых других; ведь Бог повелел приносить жертвы не идолам, но Единому истинному Богу, - а египтяне считали богами вола, овцу, козу, голубя, горлицу и многих других съедобных животных. Бог повелел приносить в жертву животных, обожествляемых египтянами, чтобы, закалая их, иудеи отвыкли бы называть их богами; а есть свиное мясо Бог запретил израильтянам потому, что египтяне только его употребляли в пищу, - поэтому Бог и узаконил его как нечистое, повелев есть обожествляемых в Египте животных, чтобы они не почитались как священные"[10]. Да и сами жертвоприношения хотя и были прообразом будущей великой жертвы, однако были Богом попущены. Преп. Иосиф так говорит: "И тогда Бог повелел им совершать жертвоприношения, только что не говоря: "Раз вы, будучи в исступлении, хотите приносить жертвы, то приносите их Мне"[11]. Бог, как мудрый врач, шел на все уступки прихотям народа, но с условием, если уж вы без этого не можете, то делайте это Мне. Израиль поистине был похож на неразумного ребенка. Все средства использовались для соблюдения монотеизма. "Аз есмь Бог, и нет бога разве Мене". Одним из средств к соблюдению монотеизма было дарование заповеди о субботе. Каждую неделю, в субботу, каждый израильтянин вынужден был вспоминать, почему он соблюдает субботу? Потому, что Господь после творения мира "почил от дел своих". Значит, мой Господь - это Бог Творец, сотворивший небо и землю и все что на ней. Мой Бог это Бог не только Палестины, но всей Вселенной. Поэтому даже в плену, на чужбине, я не буду молиться чужим богам, что якобы они "сильнее" моего Бога - раз мы потерпели поражение. Бог силен нас спасти, по грехам нашим мы заслужили это, есть надежда. Именно это напоминали народу пророки в дни благоденствия и порабощения. "Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф имя Его; и искупитель твой - Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он" (Ис. 54:5).

 

2.    Учение о нравственном совершенстве, духовном освящении и очищении от всякой скверны греха. МОРАЛИЗМ.

 

"Проповедь пророков в значительной своей части состоит из обличений грехов народа и его отдельных представителей"[12]. Как следствие монотеизма, следует учение пророков о нравственном совершенстве человека. Если вы Божии, то будьте достойны Его. Позднее это будет выражено словами: "Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть". Кроме того, основной грех израильского народа - измена своему Богу - идолопоклонство. В Библии это находит такое сравнение как прелюбодейство, или даже хуже. Израиль сравнивается с проституткой. Чистое отношение Бога и Его Церкви пророчески показано нам в книге Песнь песней Соломона. Поэтому и преступление закона - измена, духовный блуд[13] (см. Иез. 16).

         Народ Израиля как Церковь ветхозаветная был прообразом Церкви новозаветной. Поэтому его чистота как внутренняя так и внешняя должны были непременно быть.

         Слово Божие антропоморфно, приспособлено к человеческому восприятию. Грех разделяет человека с Богом. Конечно, Бог всегда, как в притче о блудном сыне, приемлет кающегося грешника. Выходит, что не столько Бог уклоняется от человека, сколько человек уходит от Бога. И пророк Исаия говорит: "Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать" (Ис. 59:1). Но далее, уже применительно к людям, указывая на причину разделения: "Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать" (Ис. 59:2-3). "В грехе заключается причина отчуждения человека от Бога (а не Бога от человека, как у католиков и протестантов -  юридические отношения Бога и человека -А.Д.) как единственного источника жизни"[14] Как и свт. Иоанн Златоуст пишет: "Не Бог враждует против нас, но мы против Него. Бог никогда не враждует"[15]… Время Ветхого Завета как эпоха Закона, а не благодати, имеющей еще прийти, была временем, когда требовалось сохранить, донести, соблюсти во всей чистоте и неповрежденности то, что было тогда дано. Педагог (детоводитель) в древности - это раб, который должен привести ребенка в школу, к цели, не давая по пути ему делать какие-либо шалости. Педагог в собственном смысле и не есть учитель. Так и Закон (детоводитель ко Христу) имел своей целью будущего Мессию - Христа.

Вообще, не следует однобоко смотреть на вещи, особенно на Писание и данные в нем заповеди. Делать усилие на одних текстах и не видить других - удел сектантов. Отрицая в Христе Бога, остается сделать из Него моралиста. Но, можно сказать, мораль возвещенная еще в Ветхом Завете, мало чем отличается от новозаветной. Сейчас даже модно из Христа делать моралиста, называть Его своим "Великим Учителем". "Христос с престола одесную Бога Отца в современном религиозном сознании низведен на кафедру проповедника"[16]. Причем этим прикрываются все, кому не лень. Об этом читаем у священномученика Илариона Троицкого: "Но неужели воплощение Единородного Сына Божия нужно было лишь для того, чтобы написать и вручить человечеству какую-нибудь книгу? Нужно ли быть непременно Единородным Сыном Божиим для написания книги? И если Церковь так настаивала именно на Божественном достоинстве своего Основателя, она, очевидно, не в писании усматривала сущность Его дела. Воплощение Сына Божия нужно было для спасения человечества, а не для написания книги. Никакая книга спасти человечество не может. Христос не есть Учитель, а именно  Спаситель человечества[17]. Нужно было возродить истлевшее грехом естество человеческое и начало этому возрождению положено было самым воплощением Сына Божия, а не Его учением, не книгой Нового Завета. В полемике против Маркиона (делавшего резкое различие между Новым и Ветхим Заветами, и учившего что Новый Завет содержит именно новое учение, прямо противоположное учению Ветхозаветному, и поэтому его отменяющее) богословы второго века подробно раскрывали, что Новый Завет Ветхого не отменяет; наоборот, весь Новый Завет уже предсказан в Ветхом. "Пророки знали Новый Завет и возвещали его"[18]. "Читайте, - пишет св. Иреней Лионский, - внимательнее данное нам Апостолами Евангелие и читайте внимательнее пророков, и вы найдете, что вся деятельность, все учение и все страдание Господа нашего предсказано ими"[19]. Следовательно, в смысле учения Новый Завет ничего нового, по существу, совершенно нового, не дает"[20]. Конечно, возникает некое смущение этими словами. Но, величайший богослов второго века, св. Иреней Лионский, "умащенный, по словам Епифания Кипрского, небесными дарованиями истинной веры и ведения"[21], рассеивает это смущение… "Если, - пишет он, - у вас возникнет такая мысль и скажете: что же нового принес Господь пришествием Своим? То знайте, что Он принес все новое тем, что принес Себя Самого и тем обновил и оживотворил человека"[22]. Таким образом, мы приходим к выводу, что Ветхий Завет имел достаточно высокий нравственный закон. В народах всего тогдашнего мира ничего подобного не было известно. Конечно, новозаветная мораль на порядок выше, чем ветхозаветная, но своим основанием имеет именно ее. Мораль усовершенствована, но не абсолютно нова. Нельзя, конечно, отрицать Христово наивысшее и чистое нравственное учение. Но Он не для этого пришел. Почти ко всем "моральным" заповедям Христа можно найти в Ветхом Завете параллельные места. У пророков преподано высокое моральное учение. Оно рассеяно по всему ВЗ и находит свою "концентрацию" в Личности Спасителя. Христос шесть раз поправляет Моисея - причем нет привычных в Ветхом Завете слов пророков "Тако глаголет Господь". Христос же говорит "слышали что сказано древним? А Я говорю вам…" Все Писание - христоцентрично.

 

3.    О грядущем СПАСИТЕЛЕ и Спасении. Ожидание спасения.

Ибо, если бы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. (Ин. 5:46).

Если не пришел Спаситель наш, то ложны писания пророков. Прп. Ефрем Сирин[23].

 

Св. Ефрем Сирин в песнопениях на Рождество Христово так восклицает: "День сей радует царей, первосвященников и пророков; потому что в день сей совершилось и пришло в исполнение все ими сказанное"[24]. Весь Ветхий Завет содержит в себе прообраз и "тень будущих благ", прообраз имеющего явиться "в последние времена" - Мессии, Господа нашего Иисуса Христа - совершившего спасение целого человечества всей Своей жизнью. Интересно, что эта "тень будущих благ" как-бы отбрасывается будущими событиями в прошлое. То что имело быть в будующем, имело свое "отражение", свою "тень" в прошлом - Ветхом Завете. Поэтому и у пророков эта тема, тема Мессии, - как самая важная во всей истории бытия мира  необходимо присутствует. Конечно, наиболее ясно пророчествует о Мессии ветхозаветный евангелист - пророк Исаия. Но мессианские места можно встретить почти у всех пророков. Кроме того, не только пророки, в полном смысле этого слова, говорят о Мессии, но и патриархи, цари, первосвященники, да и сама история, сами события Ветхого Завета служат пророчествами, прообразами Божьего домостроительста спасения человечества.

Совершенно поразительно и глубоко пишет Св. Иреней Лионский: "Именно Сын Божий повсюду рассеян в Его Писаниях, то как беседующий с Авраамом, когда имел вкушать у него пищу, то с Ноем, давая ему измерения (ковчега), то как ищущий Адама, то наводящий суд на содомлян, то как являющийся и показывающий Иакову путь, то говорит с Моисеем из купины. Даже невозможно перечислить случаи, в которых Моисей изображает Сына Божия. Он знал и день страдания Его и образно предсказал его под именем пасхи, и в этот самый праздник, за столько времени предуказанный Моисеем, Господь пострадал, совершая пасху. И не только день указал (Моисей), но и место и предел времени и знамение заката солнечнаго… Он также открыл Его пришествие… Далее он дает разуметь, что Слово… оказывается висящим на древе…"[25].

Апостол Петр, указывая Иудеям на времена рождения, проповеди, распятия, воскресения и Вознесения Спасителя, сказал, что вси пророцы от Самуила и иже по сих, елицы глаголаша, такожде предвозвестиша дни сия (Деян. 3:24). Проповедуя о Христе, апостолы указывали на сбывшиеся пророчества.

Даниил точно предсказал время Его пришествия (пророчество о седьминах), видел "Ветхого денми" и Сына Человеческого - по святоотеческому толкованию образ воплощения Слова, соединения двух естеств, восприятия Божеством Слова человеческой природы[26].

Осия предсказал "о воскресении всего рода человеческого в лице Искупителя: "исцелит ны по двою дню и в третий день воскреснем… (Ос. 6:3)"[27]. Слова апостола: "яко воста в третий день по Пианием" (1 Кор. 15:5) больше нигде в Писании не имеют  другого основания. Осия предсказал о бегстве Христа в Египет: "Из Египта воззвах Сына Моего" (Ос. 11:1). О победе Христа над смертью: "Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?" (Ос. 13:14).

Пророчество пророка Иоиля об излиянии Духа на всяку плоть сами Апостолы приводили в свидетельство происшедших в Пятидесятницу событиях. "И будет по сих, и излию от Духа Моего на всяку плоть, сынове ваши и дщери ваши, и старицы ваши сония узрят, и юноши ваши видения увидят. Ибо на рабы Моя и на рабыни Моя во дни оны излию от Духа Моего" (Иоиль 2:27-29). 

Амос предсказал о голоде слова Божия. Настанет "не голод хлеба, не жажда воды, но жажда слышания слов Господних" (Амос 8: 11). Апостол Иаков на соборе апостолов указывает на пророчество Амоса "В тот день восстановлю скинию Давидову падшую" (Амос 9:11) как на пророчество о царстве Христовом (Деян. 15:10-18).

"Блаженный Августин и блаж. Иероним утверждают, что предсказанное пророком Авдием и исполненное Гирканом завоевание Идумеи было прообразом торжества Церкви Христовой над миром языческим; - и что пророчество Авдия (Авд. 1:1-21) следует разуметь об утверждении царства Христова на земле"[28].

Об Ионе Сам Спаситель сказал: "Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамения не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка. Якоже бо бе Иона во чреве китове три дни и три нощи: тако будет Сын Человеческий в сердце земли три дни и три нощи" (Мф. 12:39-40).

Пророк Михей точно предсказал место рождения Спасителя (Мих. 5:2-4). Это пророчество знали книжники и фарисеи, и точно ответили Ироду где подобает родиться Мессии (Мф. 2:1-6).

Наум взирает в будущее: "Вот, на горах стопы благовестника" (Наум 1:15).

Песнь пророка Аввакума вошла в богослужение Церкви и составляет основание четвертой песни канона на утрени и содержит изображение всемогущества Божия и непостыдной на Него надежды. По переводу Смидесяти читается в сей песни выражение: "посреди двою животну познан будеши" (Авв. 3:2) - указывающее на положение Иисуса Христа в яслях. Апостол Павел приводит дословно слова пророка Аввакума об оправдании верою. "Праведник верою жив будет" (Авв. 1:17; Гал. 3:11; Рим. 1:17; Евр. 10:38). Пророк Аввакум пророчествует и о разрушении Иерусалима "и всех живших" там (Авв. 2:15-17).

Софония указывает на призвание язычников, лучшую будущность Иудеев во времена Мессии; Иегова, Царь Израильский, будет в Иерусалиме, среди своего народа (Соф. 3:9-20).

Господь, словами пророка Аггея восклицает, что еще немного, и Я "потрясу небом и землею", т.е. произведу переворот, подобный Синайскому законодательству, или, по толкованию ап. Павла, пошлю проповедь Евангельскую (Евр. 12:22-28). Тогда Избранная, т.е. Желание или Чаяние всех языков (Быт. 49:10) приидет… и велия будет слава храма сего последняя паче первыя[29].

Пророк Захария отличается от других обилием символических видений, и особенной ясностью предсказаний о последних днях Спасителя. Никакой другой пророк не имеет в своих пророчествах столько подробностей, как у Захарии. Захария предсказал о Входе Иисуса Христа в Иерусалим на ослице и на осленке (9:9), о предании за тридцать сребренников и окончательном употреблении этих денег (11:12-13), о прободении ребра (12:10), рассеянии или бегства Апостолов из Гефсиманского сада (13:6-7) и затмении солнца во время распятия Христова (14:6-7).

Пророк Малахия пророчествует о Предтече Христовом, и скором незамедлительном пришествии Мессии (3:1; 4:4-5).

 

Когда того требуют обстоятельства, предсказания пророков звучат очень конкретно и описывают подробности будущих событий, называя страны, города, людей и даже указывая сроки. Но чаще всего пророчества объединяют в одной картине несколько событий, отстоящих друг от друга на многие века, но сродных в духовном плане. Такое сопоставление разных событий в одном видении возможно потому, что отдельные события не столь важны, как те духовные процессы, которые происходят в глубине человеческих сердец. Поэтому пророчества преимущественно говорят о нравственном состоянии людей и показывают закономерность между ним и событиями будущего. При этом, пророчества с предельной ясностью раскрывают отеческую Божию заботу о всех людях, Его направляющую руку в жизни каждого человека, отдельных стран и в судьбах всего мира; Его безграничную любовь и долготерпение к тем, которые стремятся к добру и гнев Его правосудия по отношению к тем, которые упорствуют в своих грехах и содействуют дьяволу.

      Пророки болели душой, когда видели нарушения справедливости и благочестия. Они понимали, что нарушения закона Божия меньшинством служат дурным примером и соблазном для остальных. Они видели, как моральная распущенность ведет страну к духовной и физической катастрофе. Поэтому пророки в самых строгих словах, с безжалостной откровенностью обличали согрешающих, открыто им объявляли, как строги будут наказания за их беззакония.

Преподобный Ефрем Сирин так пишет о пророках: "Обитавший в них Дух Святый молился за них в духе их, и возносил их, и видели они Искупителя, Которого вожделевали видеть. Чувствовала душа праведников, что врачевство жизни в Сыне, и вожделевали того, чтобы вкусить им сея сладости Его"[30].

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

Список использованной литературы.

 

1.                 Библия.

2.                 Св. Иреней Лионский. Пять книг против ересей. // Творения, Изд. Паломникъ, Благовест, -М.,1996

3.                 Архиеп. Иларион (Троицкий). Священное Писание и Церковь // Без Церкви нет спасения. Сретенский монастырь, "Знамение", -М., 1999. Стр.

4.                 Прп. Ефрем Сирин.  Творения в 8т. "Отчий дом", -М., 1995

5.                 Преп. Иосиф Волоцкий. Просветитель. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, -М., 1993.

6.                  Архим. Сергий (Страгородский) Православное учение о спасении, -М., 1991.

7.                 Архимандрит Платон (Игумнов). Взгляд на грех в Священном Писании // Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

8.                 Прот. Георгий Флоровский. Догмат и история. Изд. Свято-Владимирского братства, -М., 1998

9.                 Алексей Хергозерский. Обозрение пророческих книг Ветхого Завета. Сретенский монастырь, -М., 1998

 



[1] По мнению прот. Георгия Флоровского Израиль, избранный народ, народ Завета, был более Церковью, чем нацией. Закон был дан Израилю как Церкви… Церковь уже была. И, добавляет далее, вполне естественно, что блаж. Августин утверждал, что пророки говорили о Церкви даже более отчетливо, чем о Самом Мессии, то есть Христе. In Psalm. 30, enarr. II, sermo II, 8; PL 36, 244. Прот. Георгий Флоровский. Догмат и история. Изд. Свято-Владимирского братства, -М., 1998, стр. 34.

[2] Очень глубоко о Писании сказал свт. Иларий Пиктавийский: "Писание не в чтении, а в понимании" - Scriptura est non in legendo, sed in  intelligendo. Цит. по: Прот. Георгий Флоровский. Догмат и история. Изд. Свято-Владимирского братства, -М., 1998, стр. 19.

[3] Соотношение Св. Писания и Церкви ясно и доступно изложено у священномученика архиеп. Илариона (Троицкого) в Священное Писание и Церковь //Без Церкви нет спасения. Сретенский монастырь, "Знамение", -М., 1999.

[4] По словам священномученика Илариона Троицкого "Из Библии протестанты, взбунтовавшиеся против папы-человека, создали "бумажного папу" и была последняя лесть горше первой". Архиеп. Иларион (Троицкий). Священное Писание и Церковь // Без Церкви нет спасения. Сретенский монастырь, "Знамение", -М., 1999. Стр. 17.

[5] В еврейском языке грех - "хет" - означает промах, ошибку, уклонение от цели. См. Архимандрит Платон (Игумнов). Взгляд на грех в Священном Писании // Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Стр. 125.

[6] Прот. Георгий Флоровский. Догмат и история. Изд. Свято-Владимирского братства, -М., 1998, стр. 25.

[7] Там же, стр. 20.

[8] Там же, стр. 24.

[9] Прот. Георгий Флоровский. Догмат и история. Изд. Свято-Владимирского братства, -М., 1998, стр. 29.

[10] Преп. Иосиф Волоцкий. Просветитель. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, -М., 1993. Стр. 90-91.

[11] Там же, стр. 91-92.

[12] Архимандрит Платон (Игумнов). Взгляд на грех в Священном Писании // Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Стр.125

[13] "И было ко мне слово Господне: сын человеческий! выскажи Иерусалиму мерзости его и скажи: так говорит Господь Бог дщери Иерусалима:…  ты понадеялась на красоту твою, и, пользуясь славою твоею, стала блудить и расточала блудодейство твое на всякого мимоходящего, отдаваясь ему. И взяла сыновей твоих и дочерей твоих, которых ты родила Мне, и приносила в жертву на снедение им. Мало ли тебе было блудодействовать? Но ты и сыновей Моих заколала и отдавала им, проводя их через огонь.  ты построила себе блудилища и наделала себе возвышений на всякой площади;  при начале всякой дороги устроила себе возвышения, позорила красоту твою и раскидывала ноги твои для всякого мимоходящего, и умножила блудодеяния твои. Блудила с сыновьями Египта, соседями твоими, людьми великорослыми, и умножала блудодеяния твои, прогневляя Меня.  Как истомлено должно быть сердце твое, говорит Господь Бог, когда ты все это делала, как необузданная блудница!" (Иез. 16:1-30).

[14] Архимандрит Платон (Игумнов). Взгляд на грех в Священном Писании // Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Стр.125

[15] Иоанн Златоуст. Беседа XI на 1 Кор., с. 161. Цит. по: Архим. Сергий (Страгородский) Православное учение о спасении, -М., 1991, с. 163.

[16] Архиеп. Иларион (Троицкий). Священное Писание и Церковь //Без Церкви нет спасения. Сретенский монастырь, "Знамение", -М., 1999. Стр. 16.

[17] Подобно и блаж. Августин обращается к Богу: "Если бы Сын Твой наставлял только словами, этого было бы мало, но Он указал путь Своими делами". Блаж. Августин. Исповедь 10,4,6.

[18] Св. Иреней Лионский. Против ересей IV, 9,3. Соч. в пер. прот. П. Преображенского, -СПб., 1900, стр. 338. Цит. по: архиеп. Иларион (Троицкий). Священное Писание и Церковь //Без Церкви нет спасения. Сретенский монастырь, "Знамение", -М., 1999. Стр. 3.

[19] Св. Иреней Лионский. Против ересей IV, 34,1. Соч. в пер. прот. П. Преображенского, -СПб., 1900, стр. 338. Цит. по: архиеп. Иларион (Троицкий). Священное Писание и Церковь //Без Церкви нет спасения. Сретенский монастырь, "Знамение", -М., 1999. Стр. 3.

[20] Архиеп. Иларион (Троицкий). Священное Писание и Церковь //Без Церкви нет спасения. Сретенский монастырь, "Знамение", -М., 1999. Стр. 3-4.

[21] Творения. Панарий 31,33.Ч 1. -М., 1863, стр. 344. Цит. по: архиеп. Иларион (Троицкий). Священное Писание и Церковь //Без Церкви нет спасения. Сретенский монастырь, "Знамение", -М., 1999. Стр.4.

[22] Св. Иреней Лионский. Против ересей IV, 34,1. Соч. в пер. прот. П. Преображенского, -СПб., 1900, стр. 414. Цит. по: архиеп. Иларион (Троицкий). Священное Писание и Церковь //Без Церкви нет спасения. Сретенский монастырь, "Знамение", -М., 1999. Стр. 4.

[23] Прп. Ефрем Сирин.  Творения в 8т. "Отчий дом", -М., 1995. Т. 5, стр. 104.

[24] Прп. Ефрем Сирин.  Творения в 8т. "Отчий дом", -М., 1995. Т. 5, стр. 103. И далее, св. отец перечисляет все мессианские прообразы и пророчества Ветхого Завета, подчас представляя нам очень интересные толкования. Например: "Явилось древо жизни, даровавшее смертным надежду… Бог является младенцем. Червю уподобил Его Дух (Псал. 21:7); потому что рождается безмужно… Вместо Авеля родившийся Сиф в умерщвленном Адамовом сыне видел образ Того, Кто смертию Своею приведет в оцепенение зависть, введенную в мир Каином… Столп, созидаемый многими, давал видеть тайну Единого, Который низойдет и созиждет на земле столп, возводящий на небеса… ".

[25] Св. Иреней Лионский. Пять книг против ересей. Кн. IV, гл. X, 1-2 // Творения, Паломникъ, Благовест, -М.,1996, стр. 340. Замечательно и то, что во всех откровениях Ветхого Завета, бывших в образах, св. Иреней видит  единый Образ ипостаси Отца - Его Сына ("наперекор" Свидетелям Иеговы, приписывающим имя Иеговы только Отцу. А именно Иеговой (Сущим) назвался Ангел, заговоривший с Моисеем из горящей купины, заключивший завет с Израилем и т.д.). Эта точка зрения присуща многим св. отцам, находит место и в гимнографии.

[26] На этом толковании основывается запрещение стоглавого собора на изображение Бога Отца в виде старца.

[27] Алексей Хергозерский. Обозрение пророческих книг Ветхого Завета. Сретенский монастырь, -.М., 1998, стр. 143.

[28] Алексей Хергозерский. Обозрение пророческих книг Ветхого Завета. Сретенский монастырь, -.М., 1998, стр. 168.

[29] Алексей Хергозерский. Обозрение пророческих книг Ветхого Завета. Сретенский монастырь, -.М., 1998, стр. 198.

[30] Прп. Ефрем Сирин.  Творения в 8т. "Отчий дом", -М., 1995. Т. 5, стр. 107.

Hosted by uCoz