О церковных расколах в свете учения ап. Павла.

 

«Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10).

 

 «Я - наименьший из апостолов и недостоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию, но благодатию Божиею есмь то, что есмь, и благодать Его во мне не была тщетна» (1 Кор. 15:9-10) - так характеризует себя великий «апостол языков». Наделенный от природы богатыми умственными способностями, он был воспитан и обучен в строгих правилах фарисейских. После того, как Господь призвал свой «избранный сосуд» на пути в Дамаск, апостол Павел посвятил всю свою жизнь, всю энергию, всего себя на служение Церкви.

Святой апостол Павел из всех новозаветных писателей более всего потрудился в письменном изложении христианского учения, написав целых четырнадцать посланий. По важности своего содержания они справедливо именуются некоторыми «вторым Евангелием». Сами апостолы не оставляли без внимания этих назидательных творений своего «возлюбленного собрата, младшего по времени обращения ко Христу, но равного им по духу учения и благодатным дарам» (2 Пет. 3: 15-16). Нужду в исследовании посланий святого апостола Павла испытывали не только святые Отцы и учители Церкви, но также и еретики, желавшие извратить учение св. Церкви по своим похотям. И это продолжается и по сей день. Однако одной из самых живых и важных тем в посланиях апостола Павла является его учение о расколах в Церкви. Для него это больная тема, он всей душой переживает за свою паству и предостерегает ее от «волков в овечьих шкурах», пытающихся погубить святое стадо. 

Понятие св. апостола Павла о расколах и разделениях   теснейшим образом связано с его учением о Церкви. В этом даже вопросе и лежит причина разделений. Для апостола Павла Церковь - это не просто мировоззрение, и не просто мирская философия, в которой всегда были разногласия - а Организм, Тело Христово, в которой мы - члены. Это онтологическое понятие.

В своих посланиях апостолы, в том числе и апостол Павел, не повторяют речи Христа, не цитируют Его высказываний. Они видят главное не в Его учении как таковом, взятом отдельно само по себе, а именно в деле Христа, в том, что он совершил, в деле спасения. Их проповедь - проповедь о Христе распятом, но и воскресшем. И апостол проповедует о делах Христовых, о спасении, Им совершенном.

В греческом языке слову «церковь» соответствует термин «экклисия» (ejkklhsivvvva), что значит «собрание», однако, не просто собрание, а собрание с моментом стройного, упорядоченного единства, с моментом звания или призвания (klhOsi", e[kklhto", ekkalew). Церковь - это избранные, выведенные из общего народа[1].

 У апостола Павла много определений, сравнений что такое есть Церковь. Апостол языков определяет Церковь как дом Божий (1 Тим. 1:15) и тело Христово (Еф. 1:22). Так же прямо апостол именует Церковь полнотою (Еф. 1:23), столпом и утверждением истины (1 Тим. 3:15). Другие сравнения, хотя и не выступают у него как прямые определения Церкви, но по смыслу к ней относятся, ее выражают. Это строение или здание Божие (1 Кор. 3:9; Еф. 2:21), созидаемое на едином основании - Христе; нива Божия, Им одним взращиваемая и для Него пожинаемая (1 Кор. 3:9); многочисленное семейство, в котором Бог - Отец (2 Кор. 6:18; Еф. 2:13); город Иерусалим и гора Сион как прообразы небесного, духовного Иерусалима и Сиона (Евр. 12:22-23; Гал. 4:26); дева или жена, по отношению к которой Христос - Жених или Муж (2 Кор. 11:2; Еф. 5:23-32). К Церкви нужно отнести и наименование ее царством возлюбленного Сына Божия (Кол. 1:13).

Совершенно ясно одно - Церковь не человеческое установление, и не людям вносить в нее свои идеи. «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3:11). Вот для апостола центр и основание Церкви - сам Христос.

Церковь - таинственное, реальное Тело Христово. Все верные последователи Христовы, рассматриваемые порознь или в отношении друг ко другу, по апостолу, - члены Христовы во всем своем телесно-духовном составе, а взятые вместе - одно тело Христово (1 Кор. 6:15; 10:17; 12:27; Рим. 12:15), Церковь, Глава которой - Христос. Это реальность. Поэтому Апостол Павел использует это сравнение чтобы побудить христиан к большему единомыслию, взаимной любви и миру. У них, как членов тела Христова, не может быть разногласий, распрей, превозношений одних над другими, как не бывает того в теле человека, все члены которого служат друг другу и на пользу всего тела. Согласованное единство в действиях членов разумно, прекрасно и полезно (1 Кор. 12:22-26), напротив, разнобой - невозможен и даже нелеп (1 Кор. 12:17,19,21).  

Церковь и Христос - одно целое[2], - единство «полное, вседовлеющее»[3]. «Как тело и глава составляют одного человека, так и Церковь и Христос… едино суть», - говорит св. Иоанн Златоуст[4]. «Без Христа Церковь стала бы обезглавленным трупом»[5], мертвым, безжизненным, ибо только от Него Церковь получает жизнь и через Него, как «таинственное единение со всею Святою Троицею»[6]. Разделения как раз это и производят - отделяют людей от Тела Христова. Эти сообщества и можно назвать «обезглавленным трупом».

Каждый член Церкви, получая от Христа духовное бытие, получает от Него и место в теле Церкви, и дар благодати на служение. Христос, как Глава, внутренне соприсущ Церкви, все исполняет в ней (Еф. 4:7-10), в силу чего Церковь есть Его полнота (tov plhvrwma) (Еф. 1:23)[7].

Печать безусловного единства лежит на самом существе Церкви и на всех ее неизменных основах. Едино основание (1 Кор. 3:11) и Глава Церкви - Христос. Един Дух Божий, одушевляющий Церковь (1 Кор. 12:13). Едино евангельское благовестие, которым все призываются в нее (Гал. 1:7-8). Все через одну и ту же веру посредством единого крещения во имя Святой Троицы получают одинаково оправдывающую от грехов силу Духа и вступают в Церковь, где все одинаково имеют в Боге - Отца, Который всегда один и тот же (Еф. 4:5-6). Все члены Церкви вкушают от одного и того же Хлеба и пьют из одной и той же Чаши (т.е. Тела и Крови Господней) (1 Кор. 10:16-17)[8]. Единый идеал и «последняя цель» всех стремлений Церкви - Христос. От Него Церковь все получает и к Нему единому устремляется как к своей главе. Лишаются же всего этого самопроизвольно уходящие от единства и полноты Церкви. Так Церковь живет и развивается в своих членах по свойственным ей законам, нарушение которых отдельными членами ведет этих членов к духовной смерти и отпадению от тела Церкви[9].

В послании к Галатам Павел ведет речь с людьми, которые «задним числом» хотят вновь ввести в общинах Закон и обрезание, в то время как они отменены им. Апостол борется с ними со всей страстностью своей натуры. Он взывает к Церкви, называя галатов бессмысленными (Гал. 3:1); о тех же, кто требует обрезания, он говорит с горечью: «О, если бы удалены были возмущающие вас!» (Гал. 5:12) и: «Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1:9)[10].

Определение Церкви как «тела Христова» весьма важно в том отношении, что оно дает представление о самом характере внутренней жизни Церкви. Как обыкновенное тело растет, увеличивается, так и тело Христово созидается (Еф. 4:12), творит возращение (Еф. 4:16). Как в теле каждый член имеет свое особое назначение, служа целому, так и тело Церкви составляется и совокупляется «при действии в меру каждого члена (Еф. 4, 16). Как в теле нет распри, а все члены образуют единое целое, так и в Церкви Христовой мы все примирились в едином теле (Еф. 2, 16), образуем единое тело, одушевляемое единым духом (Ефес. 4, 4). Как в теле есть свои связи, своя система питания, так существуют они и в Церкви Христовой.

Павел умоляет коринфян остерегаться разделений: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10). Так как в Коринфе проповедовали после Павла его ученик Апполос, и там же в Коринфе находились и обращенные ап. Петром, также и христиане из  Палестины, склонные к партийным распрям коринфяне начали делиться на партии, по-видимому, держась еще языческого взгляда на проповедников Евангелия, как на философов, основавших каждый свою школу. Павел пишет: «Сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов".  Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» (1 Кор. 1:11-13). В дальнейшем это разделение могло привести к опасным последствиям для самой чистоты веры. В нравственном же отношении это разделение и тогда уже привело ко многим недобрым явлениям.  Это разделение явилось основой упадка нравственной жизни и всех нестроений. Поэтому апостол Павел с особенной силой и энергией обличает это в целых четырех главах.

Павел также ссылается на уже устоявшиеся обычаи Церквей, и говорит, что такого обычая разногласий и разделений христианские общины не имеют: «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1 Кор. 11:17). И далее: «Слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю, ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11:18-19). Здесь апостол говорит, что все же надлежит быть разделениям - не так чтобы они были полезными, а так, что эти разделения неизбежны, - в этом он видит некий Божий промысел: «чтобы открылись искусные». Действительно, на поприще борьбы с лжеучениями просияли миру великие святые Церкви. Злоба еретиков заставляла Отцов и учителей Церкви покидать уединение и безвестность и браться за перо, собирать Соборы.

Христианское единство - это учение самого Христа: «Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 15:5-6). Апостол также говорит, что учение о единстве, это то, что они приняли, и производящие разделения идут вопреки ему, и умоляет остерегаться производящих расколы, показывая при этом, к чему это приводит: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;  ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16:17).

Особенно развита тема о разделениях и расколах в так называемых пастырских посланиях апостола Павла. И вот он говорит о плодах разделений Тимофею: «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких» (1 Тим. 6:3-5). Следуя разногласиям можно даже потерять веру: «О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры» (1 Тим. 6:20-21). Но самое страшное то, что таковых ждет гнев Божий: «Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак, не будьте сообщниками их» (Еф. 5:6-7)

В завершение же всего, можно привести страшные, но и справедливые слова Апостола Павла, которые можно отнести и к нашему времени, когда у нас появилось такое количество сект, совращающих стадо Христово: «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1:6-9).

Итак, апостол Павел со всей ясностью показывает нам, что раскол, разделение есть отторжение от единства Церкви, от Тела Церковного - вне которого нет жизни и нет спасения. Показывает всю пагубность раскола и его плоды - зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения,   отчуждение от истины и утрата веры. В итоге грядет гнев Божий на сынов противления, и апостол готов произнести на них анафему - свидетельство того, что они уже не принадлежат Церкви и сами удалились от ее единства, союза со Христом, отторгли себя от Тела Церковного и удалились от Христа и спасения, которое и есть только в Нем.

 

 

Литература.

 

1.              Толковая Библия. Под ред. А.П. Лопухина. -Стокгольм, 1987.

2.              Блаженнейший митрополит Владимир (Сабодан). Павел, призванный апостол. -Киев, 1998.

3.              Архиеп. Аверкий. Апостол. Руководство  к изучению Священного Писания Нового Завета. Изд. ПСТБИ, -М., 1999.

4.              Библейский богословский словарь. Под ред. Свящ. Василия Михайловского. -М., 1995.

 



[1] Блаженнейший митрополит Владимир (Сабодан). Павел, призванный апостол. -Киев, 1998. -С. 189.

[2] Розанов Н. Обозрение посланий Апостолов. Послание  св. ап. Павла к Ефесянам, Филипийцам и т.д. -М., 1886. -С. 8. Цит. по: Блаж. Митр. Владимир (Сабодан). Цит. соч. -С. 190.

[3] Богдашевский Д. Послание св. ап. Павла к Ефесянам. -Киев, 1904. -С. 642. Цит. по: Блаж. Митр. Владимир (Сабодан). Цит. соч. -С. 190.

[4] Еп. Феофан. Толкование 1-го Послания к Коринфянам. -М., 1893. -С. 452. Цит. по: Блаж. Митр. Владимир (Сабодан). Цит. соч. -С. 190.

[5] Розанов Н. Цит. соч. -С. 8-9. Цит. по: Блаж. Митр. Владимир (Сабодан). Цит. соч. -С. 191.

[6] Еп. Никанор. Толковый Апостол. Ч. III. -СПб., 1905. -С. 180-181. Цит. по: Блаж. Митр. Владимир (Сабодан). Цит. соч. -С. 191.

[7] Блаж. Митр. Владимир (Сабодан). Цит. соч. -С. 191.

[8] Там же. -С. 193.

[9] Блаж. Митр. Владимир (Сабодан). Цит. соч. -С. 196.

[10] Там же. -С. 23.

Hosted by uCoz