О свободе человека в поучениях апостола Павла.

 

К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя” (Гал 5:13-14).

 

Апостол Павел - в христианстве занимает одно из самых видных мест. Он был образованнейшим человеком своего времени, и имел большие перспективы в законническом служении. Его образование «при ногах Гамалиила», его таланты и ревность в законе - были залогом его величия. Действительно, Савл мог стать великой славой фарисейства. Но после явления ему Христа на пути в Дамаск Павел уже «вменил все уметы», чтобы приобрести Христа. 

Великий «апостол языков» более всех других апостолов потрудился в деле благовестия Христова. Это относится также и к его литературной деятельности. Послания, им написанные, составляют добрую половину Писания Нового Завета. Даже одно это очень много значит. Это показывает как и авторитет апостола среди верующих, так и наипаче его чрезвычайную ревность в благовествовании Христовом - весь пыл, который он имел до обращения, он сохранил и направил на служение Христу и Его Церкви. Внимание к апостолу Павлу никогда не снижалось. Для одних он был оружием в деле защиты веры, апологетики,  - для других, как бы “костью в горле” - но ясно одно, равнодушных к апостолу Павлу не было. Так же обстоит дело и сейчас, в наше время.

Благовестие апостола Павла о свободе соблазняло многих с самого начала его проповеди. Многие христиане считали исполнение Моисеева закона обязательным для новообратившихся христиан из язычников. Ветхозаветный закон для них служил некоей необходимой ступенью перед христианством, - настолько глубоко пустила свои корни иудейская традиция законничества. Естественно, это не могло не найти отклика в горячей душе апостола Павла. Он усвоил учение Христово всем своим существом, и поэтому органически чувствовал, что подобные мнения и поступки - это возврат в рабство закону. Он пишет: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5:1) - так увещает апостол галатов. Пребывание под законом для апостола - однозначно рабству, христиане же свободны от него, причем эта их свобода богодарована, она дар Христов. И этот дар, как выше сходящий, совершенен. Эта совершенная свобода, насколько человек может ее вместить. Христианин свободен от закона (но здесь исключается беззаконие, это не свобода во зле, но свобода в добре, свобода в истине), свободен от рабства греху. Это два аспекта христианской свободы: свобода от греха (=свобода в добре) и свобода от рабства закону. 

Пребывая в грехе, наслаждаясь свободой выбора (гномической свободой - как позже определит св. Максим Исповедник) - имея «свободу» в беззаконии, точнее имея некую иллюзию истинной свободы, человек создает именно ее жалкое подобие или отражение. Блаженный Августин свидетельствует о своем пребывании в ереси: «Я, как пленник создавал себе куцее подобие свободы»[1]. Именно это «куцее подобие свободы», рабство человек имеет в грехе. Ему кажется, что он не имеет никаких преград, и одновременно не видит самой великой и ужасной преграды - греха, которая закрывает собой истинную жизнь и свободу - Бога. Грешник ограничивается ограниченным грехом, видя в добре ограничение его свободы. Происходит подмена ценностей. Вне самого себя человек не хочет ничего видеть, для него один закон - это то, что «Я» хочу, это «Я» сам. Он запирается в своем тесном мирке, завязывает себе глаза и не хочет выйти и оглянуться вокруг, снять эту преграду - парадоксально, но ему кажется, что это ограничит  его свободу. Несколько сходно было и подзаконное положение - вынужденное покрывало, повязка на глазах. До явления Истины - Христа, человек был под грехом и под законом, который как вектор указывал на недостижимый в то время идеал, и поэтому по своему существу не мог являться целью. Но после Боговоплощения человек не должен оставаться в тени закона, ведь явилось Солнце Правды, исполнение закона. И апостол Павел приводит образ закона как «покрывала»: «Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор. 3:15-18). Тут же он свидетельствует: стяжание Духа Святого - есть обретение истинной свободы. А это есть смысл всего христианского подвига.

В грехе человек попадает в рабство врага рода человеческого. Здесь свобода может быть только кажущейся. «Итак, да не царствует  грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью» (Рим. 6:14) Ссылаясь на положение что «вы теперь не под законом, но под благодатью» павел говорит, что грех уже не может более занимать «царственного» положения в жизни христианина, как бы не имеет прежней силы. Здесь грех является узурпатором чужого имущества, чему должны противиться христиане. И если грех берет себе в союзники тело, то христиане должны предать Богу всего себя, целиком и полностью. Христиане - это область благодати, а не греха. Апостол Павел свидетельствует: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности? Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная. Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:16-23). Здесь апостол подробно поясняет разницу между рабством греху и рабством праведности. Сначала, «говоря по рассуждению  человеческому» апостол Павел подходет с самой понятной стороны - стороны юридической. Он говорит, что нет ничего разумного в грехе (Павел взывает к разуму, восклицая: «неужели вы не знаете»), ибо человек становится рабом его и плод этого - «такие дела, каких ныне сами стыдитесь», а результат, «возмездие за грех - смерть». В рабстве праведности человек находит совершенно противоположные плоды - «святость», и как результат - «жизнь вечную». На самом начальном уровне хорошо и такое понимание, хоть оно и несколько наемническое. Далее апостол Павел будет развивать это учение уже более глубоко, онтологично, где главная роль в рабстве Богу уже отводится сыновней любви, а не рассуждению о выгодности одного либо другого.  

Состояние, в котором находятся христиане - это состояние «под благодатью», свобода в истине. Именно это дает душе такую победную мощь, какая совершенно отсутствовала у тех, кто находился под водительством закона. В крещении, «спогребшись Христу», христианин с Ним и оживает, он поднимается из тины греха на уровень формальной свободы. Далее человек может реализовать ее согласно со своими стремлениями и поступками, действуя свободно. Апостол также отвергает и мнения, которые могут возникнуть при неверном понимании его слов: «станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью?» и дает, конечно, отрицательный ответ: «Никак». Сама по себе благодать не предохраняет от грехов, не парализует волю. Но совершать грех не стоит ни в коем случае. Состояние под благодатью не означает механическую безгрешность. Человек свободен и может совершать как грех, так и стяжать дары Святаго Духа, благодать.  В словах «Кому вы отдаете себя в рабы для послушания» - указывается на акт воли человека. «Отдать себя» - это акт воли, всецелое посвящение. Первый шаг, самоопределение  - есть свободный, вольный шаг христианина. Иначе человек-христианин бы не нес ответственности за свое пребывание либо во грехе, либо в праведности, если бы он оказался там помимо своей воли. Невольная праведность - не есть добро или благо. Дальнейшее же пребывание во грехе действительно начинает порабощать все силы человека, а вольное пребывание в праведности - несет свободу в любви, святость.

«Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Рим. 8:1-4). Свобода от закона греха и смерти принесена нам пришествием Сына Божьего Иисуса Христа. Господь пришел и исполнил Собой закон, чтобы «оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу».

Действительно, христиане свободны от закона: так как они «не под законом, но под благодатию» (Рим. 6:14). Христиане не по принуждению закона, но свободным духом исполняют заповеди Божии, не как рабы, боящиеся наказания господина своего, но как сыновья, показывающие охотное и любовное послушание отцу своему, приносят «плод духовный, иже есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание: на таковых несть закона» (Гал. 5:22-23). В этом смысле Павел написал: «праведнику закон не лежит» (1 Тим. 1:9): так как он благодатью Христовой делает то, что закон повелевает. Но кому этот закон «лежит»? - «беззаконным и непокорным, нечестивым и грешникам, неправедным и скверным» (1 Тим. 6:9-10) и прочим. Эти требуют закона, обуздывающего их страсти. Здесь раскрывается новый аспект свободы христианина - исполнение заповедей не по принуждению, не из-за страха, а по совсем иной причине. Причина же эта - онтологическая. Человек усыновляется Богу, становится «причастником Божеского естества» - поэтому все исполнение закона включено «внутрь», в само существо человека. Он соблюдает заповеди по любви, из-за страха совсем иного рода - страха сына оскорбить отца, или боязни влюбленного потерять свою любимую.

Эти два положения - свобода от закона и свобода от греха - взаимосвязаны и пересекаются друг с другом. Что такое закон? Павел отвечает, что «закон дан по причине преступлений». Без закона нет и беззакония, нет и ответственности, вины и как бы даже нет самого греха - Павел рассуждает юридически. Нет закона - нет и греха. Законом познается грех. Конечно, сам закон не причина греха. Грех был, об этом свидетельствует совесть человека, внутренний закон (ап. Павел говорит в другом месте о язычниках, которые не ведая закона законная творят), но когда нет закона - грех не вменяется. Закон же таков, что соблюсти его полностью - невозможно человеку, - но возможно Богу. Закон был дан, в том числе, и для того, чтобы человек познал свою немощь и невозможность спастись автономно, своими собственными силами. В пришествии Христовом, Боговоплощении - Христос нисходит к человеку, «исполняя» Собой ветхозаветный закон, - невозможное для человека исполнено Самим Богом. Христос усыновляет Себе человека, дает ему благодатные дары, поставляющие его выше закона - на уровень сыновней любви, - где закон становится не внешним принуждением, а написуется «не на скрижалях каменных, а на   скрижалях сердца плотяных». Моральный, нравственный закон становится внутренним наполнением человека, который находит свое воплощение свободно и в сыновней любви к Богу.  

Закон был детоводителем ко Христу. С явлением Христа закон должен умолкнуть, его миссия и предназначение завершено. Педагогическая роль закона заключается в подготовке человечества к пришествию Законодателя. При явлении солнца луна и звезды затмеваются светом. Юридизм закона сменяется онтологией, новой жизнью во Христе.

Проявление живущего в человеке греха, порабощающего себе волю человека и делающего его своим пленником хорошо изображается апостолом Павлом также и на своем собственном примере: «Что хочу - не делаю, а то что не хочу - делаю» (Рим. 7:17-23).

Свободу от закона, его ветхость, отмену и ненужность теперь апостол Павел объясняет несколькими способами. Сначала он представляет христианам их личный опыт, что они приняли Св. Духа и благодатные дары чудотворения. Второе доказательство ненужности и свободы от закона Павел заимствует из способа оправдания как самого начальника оправданных, Авраама, так и после него всех будущих наследников обетований Авраамовых: «Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность». Далее - невозможно исполнять все предписания закона и избегнуть его клятвы: «все  утверждающиеся на делах закона находятся под клятвою». И по первоначальному  учреждению своему закон не имел силы оправдывать пред Богом, что ясно из того, что в самом же законе было написано, что ни один человек не сделался посредством закона праведным: «А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный от веры жив будет» (Гал. 3:11). Поэтому если и возможны были праведники в Ветхом Завете, то собстенно ради веры в грядущего Мессию, Искупителя человеков и Его искупительной Жертвы. Только Христос освободил нас от проклятия, которое тяготело за неисполнение закона. «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвой - ибо написано - проклят вся, висящий на древе». - христиане уже искуплены из-под клятвы и власти закона, они подчинены уже другому господину.

«Всякий, делающий грех, раб есть греха» (Ин. 8:34) - евангельское положение раскрывается у апостола Павла, что доказывает то, что это учение о свободе не лично его, но Христово, евангельское. Апостол Павел благовествует евангелие Христово. Послания апостолов и называют «второевангелием». «Конец закона - Христос» (Рим. 10:4). Закон в сравнении с благодатью, формируемый законом образ жизни в сравнении с житием Евангельским - по апостолу все равно что плоть по отношению к духу (Рим. 7:5-6), рабство - к свободе (Гал. 5:1).

Итог можно подвести словами святителя Феофана Затворника, который точно говорит о соотношении закона и любви: «Любовь, - говорит еп. Феофан, - есть исполнение закона, - она и указывает должное, и силу дает к исполнению того; она есть исполнительная сила закона, источник, из которого исходит все законное и одно законное. У любви только и дела, что творить законное, не потому, чтобы закон навязывал ей сие совне, а потому, что если она в движении, то ничего не может делать кроме законного, сознает ли она это законное или не сознает»[2].

Итак, учение апостола Павла о свободе является истинно евангельким, Христовым учением. Павел его раскрывает в посланиях последовательно, исходя сначала с несколько юридических посылок, пользуясь этим приемом как мягкой пищей, молоком для новообращенных, чтобы им легче было его усвоить. Свободу он видит в нескольких аспектах - свободе от закона и свободе от греха, свободу в добре; причем эти два понятия закона и греха у апостола соотносятся и зависят друг от друга. В итоге Павел приходит к наивысшей точке - свободе сыновней, так как христианин усыновлен самому Богу, свободу в люви.

 

 

Литература.

 

  1. Толковая Библия. Под ред. А.П. Лопухина. -Стокгольм, 1987.
  2. Блаженнейший митрополит Владимир (Сабодан). Павел, призванный апостол. -Киев, 1998.
  3. Библейский богословский словарь (под редакцией свящ. Василия Михайловского) -М., 1995.
  4. Архиепископ Аверкий. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. -М., ПСТБИ, 1999.
  5. Глубоковский Н. Благовестие христианской свободы в послании святого апостола Павла к Галатам. -М., 1999
  6. Глубоковский Н. Благовестие апостола Павла и иудейско-раввинское богословие. -М., 1998.
  7. Архимандрит Платон (Игумнов). Православное нравственное богословие. -М., 1994.


[1] Блаж. Августин, Исповедь 2,6,14

[2] Еп. Феофан. Толкование 9-15 гл. Послания к Римлянам. -М., 1890. -С. 279. Блаж. Митр. Владимир (Сабодан). Цит. соч. -С. 236.

Hosted by uCoz