Богословие Иоанна Богослова

 

«Яко полн сый любве, полн бысть и богословия»

Минея сентябрь, 26 день, на “Господи воззвах”, “Слава”.

 

В Церкви не многие удостаиваются такого великого наименования как «Богослов». Всего так именуются всего лишь трое. Самый первый и великий из них святой апостол и Евангелист Иоанн, сын Зеведеев. Христос, провидя его величие, в свое время назвал его вместе с братом Иаковом «воанергес» или «сынами грома». Также вместе со своим братом Иаковом и Петром Иоанн Богослов удостоился особенной близости к Господу Иисусу Христу. Он становится свидетелем самых великих событий в деле спасения человечества, которые совершал Христос во время своей земной миссии. Так, он удостоился видеть воскрешение дочери Иаира (Мк. 5:37), Преображение Господне на Фаворе (Мф. 17:1), был свидетелем Его гефсиманской молитвы (Мф.26:37) и т.д. На Тайной вечери он был так близок к Господу, что по своим собственным словам «возлежал у Него на персех» (Ин. 13:23-25), откуда и произошло его наименование «наперсника». Сам себя евангелист Иоанн называет учеником, «которого любит Иисус» (Ин. 13:23). Эта любовь Господа к нему сказалась и в том, что Господь, будучи на Кресте, поручил Иоанну Свою Пречистую Матерь, сказав ему: «Се, матерь твоя» (Ин. 19:27). Иоанн Богослов выделяется из всего ряда апостолов. Апостол Иоанн был самым младшим из учеников Христовых и так и не был женат. Он не закончил своего жизненого пути мученической кончиной, как другие, и вообще с полной достоверностью не известно что случилось с ним во время загадочной смерти. Прожил он также дольше всех, скончался в глубокой старости имея более ста лет от роду: от 105 до 120 лет. Евангелие, автором которого он является, по времени написания самое позднее.

Евангелие от Иоанна называется «Евангелием духовным», «пневматологическим», в отличие от других трех, называемых «синоптическими». Если в тех по преимуществу повествуется о земной жизни Спасителя, то св. Иоанн начинает излагать с учения о Божестве.

Сам термин «богословие» (греч. - теология) означает не только «слово о Боге», но и «Боговидение». Евангелист не только говорит о Боге, он видит Его, созерцает Его, Сам Бог открывает ему Себя. В Евангелии, написанном позже Откровения (Апокалипсиса), он излагает это Божественное откровение Бога о Самом Себе. Церковь в службе св. апостолу называет его зрителем «неизреченных откровений» и сказателем «вышних Божиих таин» [Минея сентябрь, 26 день. На «Господи воззвах», ст. 1.].

Чистый сердцем девственник, всецело предавший себя Господу, и любимый Им за это особой любовью, св. Иоанн глубоко проник в возвышенную тайну христианской любви, и никто не раскрыл так полно, глубоко и убедительно, как он в своем Евангелии и в трех соборных посланиях, христианское учение о двух основных заповедях Закона Божия – о любви к Богу и о любви к ближнему – вот почему его еще называют «апостолом любви» [1, 33-34]. «Яко полн сый любве, полн бысть и богословия» [Минея сентябрь, 26 день, на “Господи воззвах”, “Слава”]. Тайны богословия открывает любовь. Богопознание там, где любовь [2, 262]. «Знает Бога» тот, - говорит Иоанн Богослов, - кто любит Его (1 Ин. 4:7). Как можно познать Высочайшую Любовь, Того, кто Сам есть Любовь – без любви? Богословие всегда опытно, это не одна теория. «Пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16).  Митрополит Антоний Сурожский так говорит об этом: «И вот здесь тайна настоящей христианской любви: как бы она ни была возвышена, как бы она не уносила нас к Престолу Господню, как бы она ни пламенела небесным пламенем, она должна быть до конца конкретна и до конца выражена на земле. Если этого нет, то она – мечта, то она – ложь, то ее нет вообще»[4, 83].

Учение о Боге. Свое Евангелие Иоанн Богослов начинает такими словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога» (Ин. 1:1-2). С первых же стихов евангелист вводит новое понятие – «Слово» или «Логос» (греч.). В греческом языке (а св. ап. Иоанн писал именно на греческом языке) слово «логос» имеет очень много значений. Это и слово, и премудрость, и мысль, и разум. Здесь можно найти сходство с апостолом Павлом, который тоже называет Христа «Божией Премудростью» (1 Кор. 1:24). Под «Логосом» Иоанн подразумевает Бога-Сына. Иоанн Златоуст сравнивает первые стихи книги Бытия и евангелия от Иоанна таким образом: «Если в рассуждении земли Моисей опасался, как бы не назвал ее кто-нибудь несотворенной, то гораздо более опасался Иоанн относительно Сына Божия, чтобы кто-нибудь не назвал Его сотворенным» [3, 26], поэтому  и говорит «в начале было Слово», а не «в начале сотворил Бог Слово».

Как отмечает блаж. Феофилакт Болгарский, св. Иоанн, расскрывая нам учение о Сыне Божием, называет Его «Словом», а не «Сыном», «дабы мы, услышав о Сыне, не помыслили о страстном и плотском рождении. Для того назвал Его «Словом», чтобы ты знал, что, как слово рождается от ума бесстрастно, так и Он рождается от Отца бесстрастно» [1, 45]. Здесь он практически слово в слово повторяет свт. Иоанна Златоуста [См.: 3, 17].

Богословие апостола Иоанна – троично. С самых первых стихов он говорит о Боге как о Троице. «В начале было Слово» – означает то, что Логос совечен Богу. «И Слово было Бог». Здесь Иоанн говорит о Христе как Боге, Боге совечном Богу-Отцу и в то же время являющимся другим, отличным от Него. Слово «Бог» в этом стихе употреблено без определенного члена, который означает, что речь идет о том же предмете, о котором только что говорилось [1, 44-45]. Здесь скрывается глубочайшая мысль о неслиянности лиц Пресвятой Троицы.

«Ибо три свидетельствуют на небе:Отец, Слово и Святой Дух; и сии три суть едино» (1 Ин. 5:7).

Господь является причиной всего сущего, всего что существует. «Все через Него начало быть». Здесь утверждается догмат, который помогал еще еврейскому народу самоопределять себя и свою веру по отношению к другим, в частности к язычеству. Бог – это Бог Творец, Творец всего – видимого и невидимого, неба и земли (Быт. 1:1). «В Нем была жизнь». Все живет и существует лишь благодаря Богу. Все обязаны Ему своим не только бытием, но и жизнью.

Евангелист Иоанн говорит о Боге как о Свете. «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1:5). Вся святоотеческая традиция Церкви находится в едином русле с этим выражением апостола Иоанна и свидетельствует о Боге как о Свете. Свою концентрацию оно уже нашло в учении святых свт. Григория Паламы и Симеона Нового Богослова. Иоанн Златоуст говорит, что Иоанн Богослов  «называет Его (Слово) вместе и светом и жизнью потому, что Он даровал нам свет ведения, а отсюда – жизнь» [3, 17].

«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14). Апостол говорит о Боге воплотившемся. Для того мира это был нонсенс, безумие. Плоть отождествлялась с гробницей для души. Существовал афоризм, основанный на игре слов «сома (тело) – сима (гроб)». Ведущая философия исповедовала жажду совлечься этого тленного тела. Здесь же возвещается неслыханное – Бог во плоти. И даже здесь можно увидеть указание на способ воплощения. Бог не просто вселился в тело, как в некий сосуд, а «стал» плотью. Дается указание на более глубокое понимание этого таинства. «Стал» дает основание думать, как будет определено на соборах позже, о   непостижимом «взаимопроникновении» "неслитно, неизменно, неслиянно, неразлучно".  "Мы утверждаем, что со всем человеческим естеством соединилась вся сущность Божества"[1] - пишет прп. Иоанн Дамаскин. И еще: "В вочеловечении единого из Св. Троицы Бога-Слова, - говорим, - все и совершенное естество Божества в одном из своих лиц соединилось со всем человеческим естеством, а не часть с частью"[2]. Воплощение  - основа созидания Церкви. Воплощение - краеугольный камень Церкви[3]. «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца» (1 Ин. 2:22-23). «Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Боа. Но это дух антихриста»(1 Ин. 42-3).

Иисус Христос – истинный Бог. «Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5:20).

«Отец послал Сына Спасителем миру» (1 Ин. 4:14).

Апокалипсис - это особый жанр священной библейской письменности и древней письменности вообще. Слово это означает "откровение". Бог открывает нечто отдельным мудрым мужам, которые рассказывают миру о том, что совершается в глубинах истории, какие силы управляют миром, к чему идет человечество и вся Вселенная.

Апокалипсис - это творение писателя, того, кто уже не участвует в общественной жизни, он пишет. И то, что ему открывается, почти уже не может быть передано словом. Пророк говорит так, как глаголет Господь, а у апокалиптиков этого нет, потому что тайны истории и судьбы мира не могут уложиться в словесные формулы, и мистики-писатели изображают их в метафорах, символах, аллегориях, образах.

Апокалиптика всегда образна, это всегда видения, всегда какие-то картины. Более того, апокалиптика не столько говорит о конкретных событиях времени, сколько думает о грядущем. И мир в глазах апокалиптиков - это нечто уже кончающееся, уходящее; все их помышления направлены на последнюю борьбу добра со злом.

Автор сам называет себя: я - Иоанн, брат ваш, соучастник в скорби. Скорбь - это слово, которое употребляется в Апокалипсисе десять раз и, как кажется, совершенно определенно означает "гонение". Значит, автор - человек, который участвовал в страданиях Церкви, человек, который считает себя братом и наставником общин. Больше ничего он о себе не говорит.

 

Литургия есть "таинство собрания". Христос пришел, "чтобы рассеянных чад Божиих собрать воедино" (Ин. 11,52), и Евхаристия с самого начала была явлением и осуществлением единства Нового народа Божия, собранного Христом и во Христе.

Апостол Иоанн возвестил о необходимости для усвоения спасительных плодов служения Господа нашего Иисуса Христа вкушать под видом хлеба и вина Его плоть и Кровь. «Истинно, истинно говорю вам, - передает св. Апостол слова Божественного Учителя, - если не бедете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин. 6:53-55).

«Кровь Иисуса Христа … очищает нас от всякого греха» (1Ин. 1:7).

Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (1 Ин. 2:2).

 

Христос – ходатай. «мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника» (1 Ин. 2:1).

Эсхатология. «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны ему, потому что увидим Его, как Он есть (1 Ин. 3:2).

 

Митрополит Никодим : Богословие Божественно, «оно написано не только чернилами, но и Кровью, пролитой Господом нашим Иисусом Христом на Голгофском Кресте, а потом на протяжении 2000 лнт оно писалось кровью миллионов святых исповедников» [5, 224].

 

Список использованной литературы

1.      Архиепископ Аверкий. Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. –М., Изд. ПСТБИ, 1999.

2.      Скурат К.Е. Идите и научите. Сборник проповедей. –Сергиев Посад, МДА, 1998.

3.      Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на евангелие Иоанна Богослова. Кн. 1. –М., 1993.

4.      Митрополит Сурожский Антоний (Блум). Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Проповеди. –Клин, 1999.

5.      Митрополит Никодим (Руснак). Послания, слова, речи. Т. IV. –Харьков, 2001.



[1] Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. VI, 50.

[2] Там же, VI, 50.

[3] См. Илларион Троицкий . Краеугольный камень Церкви // Без Церкви нет спасения.

Hosted by uCoz