Богословие
Иоанна Богослова
«Яко полн сый любве,
полн бысть и богословия»
Минея сентябрь, 26
день, на “Господи воззвах”, “Слава”.
В Церкви не многие
удостаиваются такого великого наименования как
«Богослов». Всего так именуются всего лишь трое.
Самый первый и великий из них святой апостол и
Евангелист Иоанн, сын Зеведеев. Христос, провидя
его величие, в свое время назвал его вместе с
братом Иаковом «воанергес» или «сынами грома».
Также вместе со своим братом Иаковом и Петром
Иоанн Богослов удостоился особенной близости к
Господу Иисусу Христу. Он становится свидетелем
самых великих событий в деле спасения
человечества, которые совершал Христос во время
своей земной миссии. Так, он удостоился видеть
воскрешение дочери Иаира (Мк. 5:37), Преображение
Господне на Фаворе (Мф. 17:1), был свидетелем Его
гефсиманской молитвы (Мф.26:37) и т.д. На Тайной
вечери он был так близок к Господу, что по своим
собственным словам «возлежал у Него на персех»
(Ин. 13:23-25), откуда и произошло его наименование
«наперсника». Сам себя евангелист Иоанн называет
учеником, «которого любит Иисус» (Ин. 13:23). Эта
любовь Господа к нему сказалась и в том, что
Господь, будучи на Кресте, поручил Иоанну Свою
Пречистую Матерь, сказав ему: «Се, матерь твоя»
(Ин. 19:27). Иоанн Богослов выделяется из всего ряда
апостолов. Апостол Иоанн был самым младшим из
учеников Христовых и так и не был женат. Он не
закончил своего жизненого пути мученической
кончиной, как другие, и вообще с полной
достоверностью не известно что случилось с ним
во время загадочной смерти. Прожил он также
дольше всех, скончался в глубокой старости имея
более ста лет от роду: от 105 до 120 лет. Евангелие,
автором которого он является, по времени
написания самое позднее.
Евангелие от Иоанна
называется «Евангелием духовным»,
«пневматологическим», в отличие от других трех,
называемых «синоптическими». Если в тех по
преимуществу повествуется о земной жизни
Спасителя, то св. Иоанн начинает излагать с
учения о Божестве.
Сам термин
«богословие» (греч. - теология) означает не только
«слово о Боге», но и «Боговидение». Евангелист не
только говорит о Боге, он видит Его, созерцает
Его, Сам Бог открывает ему Себя. В Евангелии,
написанном позже Откровения (Апокалипсиса), он
излагает это Божественное откровение Бога о
Самом Себе. Церковь в службе св. апостолу
называет его зрителем «неизреченных откровений»
и сказателем «вышних Божиих таин» [Минея
сентябрь, 26 день. На «Господи воззвах», ст. 1.].
Чистый сердцем
девственник, всецело предавший себя Господу, и
любимый Им за это особой любовью, св. Иоанн
глубоко проник в возвышенную тайну христианской
любви, и никто не раскрыл так полно, глубоко и
убедительно, как он в своем Евангелии и в трех
соборных посланиях, христианское учение о двух
основных заповедях Закона Божия – о любви к Богу
и о любви к ближнему – вот почему его еще
называют «апостолом любви» [1, 33-34]. «Яко полн сый
любве, полн бысть и богословия» [Минея сентябрь, 26
день, на “Господи воззвах”, “Слава”]. Тайны
богословия открывает любовь. Богопознание там,
где любовь [2, 262]. «Знает Бога» тот, - говорит Иоанн
Богослов, - кто любит Его (1 Ин. 4:7). Как можно
познать Высочайшую Любовь, Того, кто Сам есть
Любовь – без любви? Богословие всегда опытно, это
не одна теория. «Пребывающий в любви пребывает в
Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16). Митрополит
Антоний Сурожский так говорит об этом: «И вот
здесь тайна настоящей христианской любви: как бы она ни была
возвышена, как бы она не уносила нас к Престолу
Господню, как бы она ни пламенела небесным
пламенем, она должна быть до конца конкретна и до конца выражена на земле. Если
этого нет, то она – мечта, то она – ложь, то ее нет
вообще»[4, 83].
Учение
о Боге. Свое Евангелие Иоанн Богослов начинает
такими словами: «В начале было Слово, и Слово было
у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога»
(Ин. 1:1-2). С первых же стихов евангелист вводит
новое понятие – «Слово» или «Логос» (греч.). В
греческом языке (а св. ап. Иоанн писал именно на
греческом языке) слово «логос» имеет очень много
значений. Это и слово, и премудрость, и мысль, и
разум. Здесь можно найти сходство с апостолом
Павлом, который тоже называет Христа «Божией
Премудростью» (1 Кор. 1:24). Под «Логосом» Иоанн
подразумевает Бога-Сына. Иоанн Златоуст
сравнивает первые стихи книги Бытия и евангелия
от Иоанна таким образом: «Если в рассуждении
земли Моисей опасался, как бы не назвал ее
кто-нибудь несотворенной, то гораздо более
опасался Иоанн относительно Сына Божия, чтобы
кто-нибудь не назвал Его сотворенным» [3, 26],
поэтому и говорит «в
начале было Слово», а не «в начале сотворил Бог
Слово».
Как отмечает блаж.
Феофилакт Болгарский, св. Иоанн, расскрывая нам
учение о Сыне Божием, называет Его «Словом», а не
«Сыном», «дабы мы, услышав о Сыне, не помыслили о
страстном и плотском рождении. Для того назвал
Его «Словом», чтобы ты знал, что, как слово
рождается от ума бесстрастно, так и Он рождается
от Отца бесстрастно» [1, 45]. Здесь он практически
слово в слово повторяет свт. Иоанна Златоуста
[См.: 3, 17].
Богословие апостола
Иоанна – троично. С самых первых стихов он
говорит о Боге как о Троице. «В начале было Слово»
– означает то, что Логос совечен Богу. «И Слово
было Бог». Здесь Иоанн говорит о Христе как Боге,
Боге совечном Богу-Отцу и в то же время
являющимся другим, отличным от Него. Слово «Бог»
в этом стихе употреблено без определенного
члена, который означает, что речь идет о том же
предмете, о котором только что говорилось [1, 44-45].
Здесь скрывается глубочайшая мысль о
неслиянности лиц Пресвятой Троицы.
«Ибо три
свидетельствуют на небе:Отец, Слово и Святой Дух;
и сии три суть едино» (1 Ин. 5:7).
Господь является
причиной всего сущего, всего что существует. «Все
через Него начало быть». Здесь утверждается
догмат, который помогал еще еврейскому народу
самоопределять себя и свою веру по отношению к
другим, в частности к язычеству. Бог – это Бог
Творец, Творец всего – видимого и невидимого,
неба и земли (Быт. 1:1). «В Нем была жизнь». Все живет
и существует лишь благодаря Богу. Все обязаны Ему
своим не только бытием, но и жизнью.
Евангелист Иоанн
говорит о Боге как о Свете. «Бог есть свет, и нет в
Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1:5). Вся святоотеческая
традиция Церкви находится в едином русле с этим
выражением апостола Иоанна и свидетельствует о
Боге как о Свете. Свою концентрацию оно уже нашло
в учении святых свт. Григория Паламы и Симеона
Нового Богослова. Иоанн Златоуст говорит, что
Иоанн Богослов «называет
Его (Слово) вместе и светом и жизнью потому, что Он
даровал нам свет ведения, а отсюда – жизнь» [3, 17].
«И Слово стало
плотию, и обитало с нами, полное благодати и
истины; и мы видели славу Его, славу, как
Единородного от Отца» (Ин. 1:14). Апостол говорит о
Боге воплотившемся. Для того мира это был
нонсенс, безумие. Плоть отождествлялась с
гробницей для души. Существовал афоризм,
основанный на игре слов «сома (тело) – сима
(гроб)». Ведущая философия исповедовала жажду
совлечься этого тленного тела. Здесь же
возвещается неслыханное – Бог во плоти. И даже
здесь можно увидеть указание на способ
воплощения. Бог не просто вселился в тело, как в
некий сосуд, а «стал» плотью. Дается указание на
более глубокое понимание этого таинства. «Стал»
дает основание думать, как будет определено на
соборах позже, о непостижимом
«взаимопроникновении» "неслитно, неизменно,
неслиянно, неразлучно". "Мы
утверждаем, что со всем человеческим естеством
соединилась вся сущность Божества"[1]
- пишет прп. Иоанн Дамаскин. И еще: "В
вочеловечении единого из Св. Троицы Бога-Слова, -
говорим, - все и совершенное естество Божества в
одном из своих лиц соединилось со всем
человеческим естеством, а не часть с частью"[2].
Воплощение - основа
созидания Церкви. Воплощение - краеугольный
камень Церкви[3].
«Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус
есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и
Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а
исповедующий Сына имеет и Отца» (1 Ин. 2:22-23).
«Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа,
пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух,
который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего
во плоти, не есть от Боа. Но это дух антихриста»(1
Ин. 42-3).
Иисус Христос –
истинный Бог. «Сын Божий пришел и дал нам свет и
разум, да познаем Бога истинного и да будем в
истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть
истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5:20).
«Отец послал Сына
Спасителем миру» (1 Ин. 4:14).
Апокалипсис
- это особый жанр священной библейской
письменности и древней письменности вообще.
Слово это означает "откровение". Бог
открывает нечто отдельным мудрым мужам, которые
рассказывают миру о том, что совершается в
глубинах истории, какие силы управляют миром, к
чему идет человечество и вся Вселенная.
Апокалипсис - это
творение писателя, того, кто уже не участвует в
общественной жизни, он пишет. И то, что ему
открывается, почти уже не может быть передано
словом. Пророк говорит так, как глаголет Господь,
а у апокалиптиков этого нет, потому что тайны
истории и судьбы мира не могут уложиться в
словесные формулы, и мистики-писатели изображают
их в метафорах, символах, аллегориях, образах.
Апокалиптика всегда
образна, это всегда видения, всегда какие-то
картины. Более того, апокалиптика не столько
говорит о конкретных событиях времени, сколько
думает о грядущем. И мир в глазах апокалиптиков -
это нечто уже кончающееся, уходящее; все их
помышления направлены на последнюю борьбу добра
со злом.
Автор сам называет
себя: я - Иоанн, брат ваш, соучастник в скорби.
Скорбь - это слово, которое употребляется в
Апокалипсисе десять раз и, как кажется,
совершенно определенно означает "гонение".
Значит, автор - человек, который участвовал в
страданиях Церкви, человек, который считает себя
братом и наставником общин. Больше ничего он о
себе не говорит.
Литургия
есть "таинство собрания". Христос пришел,
"чтобы рассеянных чад Божиих собрать
воедино" (Ин. 11,52), и Евхаристия с самого начала
была явлением и осуществлением единства Нового
народа Божия, собранного Христом и во Христе.
Апостол Иоанн
возвестил о необходимости для усвоения
спасительных плодов служения Господа нашего
Иисуса Христа вкушать под видом хлеба и вина Его
плоть и Кровь. «Истинно, истинно говорю вам, -
передает св. Апостол слова Божественного
Учителя, - если не бедете есть Плоти Сына
Человеческого и пить Крови Его, то не будете
иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою
Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в
последний день; ибо плоть Моя истинно есть пища, и
Кровь Моя истинно есть питие» (Ин. 6:53-55).
«Кровь Иисуса Христа
… очищает нас от всякого греха» (1Ин. 1:7).
Он есть
умилостивление за грехи наши, и не только за наши,
но и за грехи всего мира (1 Ин. 2:2).
Христос – ходатай.
«мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа,
праведника» (1 Ин. 2:1).
Эсхатология.
«Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не
открылось, что будем. Знаем только, что когда
откроется, будем подобны ему, потому что увидим
Его, как Он есть (1 Ин. 3:2).
Митрополит Никодим :
Богословие Божественно, «оно написано не только
чернилами, но и Кровью, пролитой Господом нашим
Иисусом Христом на Голгофском Кресте, а потом на
протяжении 2000 лнт оно писалось кровью миллионов
святых исповедников» [5, 224].
1. Архиепископ
Аверкий. Четвероевангелие. Руководство к
изучению Священного Писания Нового Завета. –М.,
Изд. ПСТБИ, 1999.
2. Скурат
К.Е. Идите и научите. Сборник проповедей.
–Сергиев Посад, МДА, 1998.
3. Свт.
Иоанн Златоуст. Беседы на евангелие Иоанна
Богослова. Кн. 1. –М., 1993.
4. Митрополит
Сурожский Антоний (Блум). Во имя Отца, и Сына, и
Святого Духа. Проповеди. –Клин, 1999.
5. Митрополит
Никодим (Руснак). Послания, слова, речи. Т. IV. –Харьков, 2001.