Пророк Исаия ветхозаветній евангелист.

 

В грехопадении прародителей человек согрешил, пал в бездну греха. После этого Бог не оставляет человека, дает ему первую благую весть, первоевангелие - дает обетование о будущем Месии и искуплении, победы над грехом. Начиная с этого момента на протяжении всей истории до Христа это обетование неоднократно повторяется. Весь Ветхий Завет был устремлен ко Христу.

  После падения наших прародителей Бог обетовол пришествие Спасителя, Мессии - который возведет человечество даже в лучшее состояние, чем было вначале. Это было первоевангелие. Далее вся история человечества это ожидание спасения, время новых и новых обетований пришествия Спасителя, паруссии. Наконец Сам Бог дал нам знамение, Дева зачала и родила Сына (Ис. 7:14), "Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца" (Ин. 1:14). Христос - исполнение всех пророчеств. Все мессианские пророчества исполнились во Христе. Проповедь апостолов иудеям основывалась на указании этих исполнившихся пророчеств.

Пророк Исаия называется ветхозаветным евангелистом. И это действительно так. В его пророчествах мы находим самые ясные пророчества о Христе - складывается впечатление что сам пророк становится очевидцем дивных великих деяний Божиих. Он возглашает о Рождестве от Девы, стоит при Кресте вместе с Его Матерью и возлюбленным учеником - провозглашая на всю вселенную о совершаемом искуплении.

Наделенный от Бога высокими духовными дарованиями, Исаия принадлежал к высшему столичному обществу и имел свободный доступ в царский дом. Обладал пророк широким государственным кругозором и крупным поэтическим талантом. Сочетание в нем этих исключительных качеств делают его книгу уникальной в древней письменности. Книга пророка Исаии обилует предсказаниями о Мессии, о Его благодатном Царстве и о новозаветных временах, благодаря чему пророка Исаию называют “ветхозаветным Евангелистом.”

        Пророк Исаия был сыном Амоса (не пророка из 12-ти) знатного происхождения, царского рода. Отец его, Амос, был брат Амасии, царя Иудейского и, следовательно, сыном царя Иоаса (Иудейского). Пророк Исаия жил в Иерусалиме, был женат и имел двоих детей, которые носили символические имена: “Шеар-Ясув” – “остаток спасется” и “Магер-Шелал-Хаш-Баз” – “спешит грабеж, ускоряет добычу” (Ис. 7:3; 8:3). Иерусалим и стал местом пророческого служения Исаии, где он пророчествует почти полвека, используя все три способа передачи Откровения: устную проповедь, письменные послания и символические действия (ходит нагой и босой, предсказывая рабство египтянам) (Ис. 20:2). Язык его книги отличается благородством речи, грамотностью. Видно, что книга написана не простолюдином, а человеком образованным, аристократом. Кроме книги пророчеств, он описал деяния царей Озии и Езекии (которые, впрочем, не дошли до нас) и привел в порядок семь последних глав “Притчей Соломоновых” (Притч. 25:1).

Время пророческой деятельности пророка приходилось в царствования Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии, Манассии царей Иудейских.

На пророческое служение Исаия был призван в юном возрасте; в видении он сподобляется очищения углем от жертвенника, который взял серафим клещами и коснулся уст Исаии (Ис. 6:1-4).

Его мысли отличаются неслыханной силой и исключительной глубиной, а стиль – редкой красотой и мощью. За то, что он, как никто другой, показал события земной Жизни и Страдания Божественного Агнца, святые Отцы называют его евангелистом среди пророков. Он говорил о том, что Иисус Христос – наследник царя Давида (9:7), родится от Девы (7:14), о галилейской миссии (9:1-2), Иисус Христос – утешение всех сетующих (61:1-2), Его свои не примут (53:3), о безгласии перед обвинителями (53:7), о поругании и оплевании (50:6), о причтении к злодеям (53:12), о погребении у богатого (53:9).

  В особенности вооружался пророк против судей и лиц, стоящих у кормила власти, обязанность которых была защитить невинных и заботиться о справедливости:

  Цари иудейские в силу непрерывных столкновений нуждались в надежном руководителе, и таковым для них Господь послал Исаию, который предупреждал царей и народ об опасности, ободрял и предсказывал судьбу еврейского народа, судьбу соседних народов и грядущее спасение чрез Отрока-Мессию. Особое место у пророка Исаии занимают предсказания относительно Вавилонского царства, которое пророк отождествляет с царством зла последних времен, а его царя — с антихристом — антимессией. Поэтому многим элементам пророчеств о Вавилоне предстоит еще исполниться (см. 14, 21, 46-47; Апок. 16-17). В 24-25 главах книги пророка Исаии говорится о суде над вселенной.

  Пророчества Исаии отличаются необычайной ясностью и поэтичностью. Предсказание о страданиях Спасителя (Ис. 53) написано так ярко, как будто сам пророк присутствовал при кресте. К числу наиболее ярких пророчеств Исаии относятся: о рождении Эммануила от Девы (7:14), о множестве чудес, которые должен был совершить Мессия (35:5-6), о Его кротости и смирении (42:1-4)и о других делах Его. Замечательно своей точностью пророчество Исаии о царе Кире, которое лет двести спустя стало известным этому царю (44:27-28; 45:1-3, Ездра 1:1-3).

  Пророк Исаия говорил, что избранный народ в своей массе будет отвергнут Богом за свое нечестие, спасется только “святой остаток(Ис. 6:13). В Царстве Мессии место отвергнутых иудеев займут уверовавшие языческие народы (Ис. 11:1-10, 49:6, 54:1-5, 65:1-3).

  У пророка Исаии находим замечательные по своей глубине и поэтичности описания славы и величия Божия — Его премудрости, благости и Его всемогущества. На фоне совершенств Творца языческие божества — ничтожны и презренны.

Последние 27 глав книги пророка Исаии (40-66) содержат много утешительных предсказаний, относящихся к новозаветным временам и обновлению мира после всеобщего суда. Вот видение нового Иерусалима (Церкви), возвышающегося на святой горе.

Пророчеством о том, что Иисус Христос – наследник царя Давида (9:7), Исаия говорит, что Господь воцарится на престоле Давида, который был праведен, а не на престоле нечестивого Ахаза, что Его мир бесконечен, так как, если бы Он был от мира, то и был бы не дольше бытия мира. Но теперь тот, кто принял и соблюл Его мир, будет жить вечно, наслаждаясь благами мира. Мир Соломонов ограничивался определенным числом лет, а мир, даруемый Господом, есть вечностью бесконечной и беспредельной, так как все покорится Ему, все признает владычество Его[1].

За одной из бесед с иудейским царем Ахазом в преддверии ассирийского завоевания, когда царь предполагал совершить какие-то оборонные мероприятия, пророк предлагает ему вместо этого человеческого метода воспользоваться проверенным, а именно, вернуться к истинному Богопочитанию. И тогда придет избавление от Ассира. Царь не верит этому – пророк предлагает пожелать царю какого-то знамения для уверения того, что это так и будет, что избавление придет. Царь отказывается воспринять это знамение, и тогда пророк изрекает знаменитые слова: “Се Дева во чреве приимет...” (Ис. 7:14). Это и есть то самое чрезвычайное знамение, которое подтвердит, что род Давидов не иссякнет в Иудее (Давид из колена Иудова). Это знамение, от которого отказался царь Ахаз.

Знамение о рождении Христа от Девы (7:14) показывает нам на чудесное воплощение Сына Божия. Пророк Исаия называет это знамением, так как, если бы рождающая не была девой, это не было бы знамением. Знамение должно выходить из общего порядка вещей, т. е. превосходить обычный порядок природы, быть дивным и необыкновенным, чтобы каждый из видящих и слышащих замечал это. Благодать Святого Духа сообщила пророку свое непреложное решение. Господь показывает нам, что бессеменно зачавшая, ставшая Матерью Эммануила – Чиста, Пренепорочна, и после того, как стала Матерью, пребывает Девой, так как первый Адам получил бытие не от сочетания мужа и жены, а образован из земли, то и Последний Адам, обновляющий поврежденное первым, принял тело, образованное в девической утробе.

О том, что Господь Иисус Христос начнет проповедовать в Галилее, пророк Исаия говорит в 9 главе своей книги (9:1-2).

В начале главы (Ис. 9:1) Исаия показывает обитателям земли Завулоновой и Неффалимовой, что их ожидает плен и лишение своих владений. Это произойдет вследствие укрепления Ассирийского Царства и усиления его владычеств. Пророк указывает время двух царей Ассирийских Фаглафелаасара и Салманассара, из которых первый начал, а второй окончательно отвел в плен израильтян[2].

Но уже во втором стихе пророк говорит, что “народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет”. Эти слова приводятся для того, чтобы утешить насельников этой области в преддверии этого завоевания, грозившего, по толкованию некоторых в конце VIII века. Фактически, это прообраз для Того Просветителя, Который последует в Галилее, просвещение от Единого Просветителя в подлинном смысле этого слова. Вот что прообразует, по мнению св. Евангелиста Матфея, это место. И вот эти люди, омраченные языческим неведением, увидели свет, ни свет огня, ни свет звезд или луны, ни свет солнца или молнии, но “Свет велий”, Который пребывает со Отцем и просвещает людей, просветляет Ангелов, всем достаточен и даже сверх того, простирает свои лучи.

Наименование Исаии “ветхозаветным Евангелистом” особенно относится к заключительной части его большой книги, которая является обращением для утешения. Он пророчествует, что Христос – “спасение всех сетующих” (Ис. 61:1-2). Это большое, огромное заключение, которое содержит удивительные утешения своему народу. Это пророчество нельзя связать ни с каким формальным моментом, это часть большой заключительной речи обращения, которым кончается книга пророка Исаии. Однако мы помним, что Господь прочел книгу, закрыл ее и сказал: “... ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это...” (Лк. 4:21-22). И все согласились в Назаретской синагоге, что действительно Иисус, плотник, имеет Дух на Себе, помазанник этого Духа, Мессия. Ясно, что Иисус принял Святого Духа не потому, что Он в Нем нуждался, но только во свидетельство, – никто ведь не получает того, что ему принадлежит. Он показывает силу как Своим Божеством, так и Своим Духом, являя, что Дух есть той же природы, какой Он Сам. Господь исполнил это пророчество, исцеляя сердца тех, которые часто оскудевали по причине грехов и скорбей, показал благодеяние для тех, души которых были в плену: “проповедати пленникам отпущение”). Правда потом Господь испытал веру слушавших Его в синагоге. Соотечественники не выдержали уничижения, которое они услышали от Иисуса Христа и решили сбросить Его с горы, но Господь ушел от них незамеченным. Важно, что с изречения “ныне исполнилось писание сие, слышанное вами” (Лк. 4:21-22), Господь начал проповедь у Себя на родине.

О том, что свой народ не принял Его, пророк Исаия говорит в 53 главе своей книги (Ис. 53:3), где говорится об Отроке Господнем, Который страждет. Христос подвергся бесчестию, проклятию и смерти, Он был объявлен виновным в нарушении закона, был осужден как злодей, потому “вид Его умален паче сынов человеческих”. Рождением в вертепе, происхождением из Назарета, постоянным дружеским общением с мытарями и грешниками Мессия во время Своей земной жизни постоянно давал поводы слепым вождям иудейского народа отзываться о Нем с презрением и враждой (Мф. 15:2,12; Мк. 2:15; 12:13; Лк. 1:53-54; 19:7). Поэтому страждущий Христос представляется удаленным от людского общества, и это есть крайняя степень общественного унижения человека, когда община выделяет его из себя, как недостойного члена[3]. Но, будучи пригвожден ко кресту, Он переносил Свои скорби и вместе с тем искуплял наказания других.

Косвенно слова этого пророчества вспоминает святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов: “Пришел к своим, и свои Его не приняли.” (Ин. 1:11). Этот факт упоминается при описании Страстей Христовых, как презираем был Господь в ту минуту, но был безгласен перед обвинителями по пророчеству Исаии (Ис. 53:7). Эти слова теперь читаются при совершении проскомидии перед Божественной Литургией при приготовлении Святого Агнца, когда Его надрезают. Формально это место не цитируется в Четвероевангелии, но фактически все Евангелисты отмечают безгласие Христа, отмечают, что Христос Спаситель молчал. Молчал Он у Пилата, молчал Он на суде у Ирода, понимая, что все для вопрошающих уже заранее решено и нечего отвечать. Его молчание не было молчанием страха смертного, но оно было молчанием великим. Какой ответ был больше этого? Какие слова – более сильными? Он силен и кроток! Не только от силы, но и от самой кротости нам можно познать Божество Того, Который не только подал нам величайший пример терпения, находясь на Кресте, но и пример смирения перед бичевавшими Его и плевавшими на Него. Об этом поругании и бичевании пророчествовал Исаия (Ис. 50:6), говоря, как выплеснется вся злоба и ненависть иудеев, доходящих до бешенства из зависти на Божественного Агнца. Эта глава описывает грех Израиля и, как контраст, послушание Отрока Господня. Исаия пишет ее как свидетель Страстей Христовых.

Целая глава возвещает нам о причтении Христа к злодеям (Ис. 53:12). Это было сделано для того, чтобы этим мы увидели плоды крестных Страданий и смерти. Через Свою смерть Он становится Владыкой всех живых, через смерть, исполненную бесчестия. Очень точное выражение: “с беззаконными вменися”, так как Он Сам не был беззаконным. Ибо как может беззаконник понести и изгладить грехи других? И не по той ли причине Он был предан смерти, что ненавидел грехи? Именно для того, чтобы изгладить их, Он добровольно пошел на смерть, распяв и пригвоздив ко Кресту грехи наши и, таким образом, именно на Кресте были разрешены грехи.

И вот мы приблизились к последнему Мессианскому тексту в книге пророка Исаии –  пророчеству о погребении у богатого (Ис. 53:9). Казалось бы, что это незначительная деталь по сравнению со всем остальным. Насколько существеннее то, что Господь был погребен с неперебитыми голенями. Но это было замечено с древнейших времен. У Исаии в 53 главе говорится: “Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи во устах Его” (Ис. 53:9). Не знавшая границ злоба врагов Христовых готова была преследовать Его и после смерти. Это выражалось в том, что Его как религиозно-политического преступника хотели позорно погребсти в специально отведенном для осужденных месте. Но Промыслу Божию было угодно предотвратить этот позор, и факт погребения Мессии, вместо средства нового унижения, сделался уже начало Его прославления[4].

По преданию пророк Исаия погиб, перепиленный деревянной пилой. Это вспоминает ап. Павел, говоря о пророках, что иные "претрени быша…" и т.п.

 

Течение всей истории направлено ко Христу. Христос является сердцевиной всей истории человечества. Христос это альфа и омега, начало и конец. Как Бог сотворил "в начале" мир и человека, в конце Он будет все во всем, конец всего замыкается в Боге, так и в середине истории, "в конце времен" - "распростер руки на кресте - всех к себе привлекл еси". Пророчества Исаии действуют своей поразительной ясностью на души людей. И сегодня люди приходят ко Христу, подобно тому, как в апостольские времена уверовал во Христа евнух вельможа царицы Эфиопской.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Библия.

2.     Толковая Библия, в 3-х т. т. Т. 2. Второе издание. Институт перевода Библии, Стокгольм, 1987 г.

3.     Св.Ефрем Сирин. Творения, в 8-ти т. т. Т.1. Издательство “Отчий дом”, 1995 г.

4.     Алексей Хергозерский. Пророческие книги. Изд. Сретенского монастыря, -М., 1998.



[1] Св.Ефрем Сирин. Творения, в 8-ти т. т. Т.1. Издательство “Отчий дом”, 1995 г. с. 339, 259.

[2] Св.Ефрем Сирин. Творения, в 8-ти т. т. Т.1. Издательство “Отчий дом”, 1995 г. с. 338.

[3] Толковая Библия, в 3-х т. т. Т. 2. Второе издание. Институт перевода Библии, Стокгольм, 1987 г. стр. 480-481

[4] Толковая Библия, в 3-х т. т. Т. 2. Второе издание. Институт перевода Библии, Стокгольм, 1987 г. с.487.

Hosted by uCoz