Патриарх Фотий и его место в церковно-исторической науке

 

План

                         I.      Введение. Краткая биография

                      II.      Патриарх Фотий как ученый и богослов

1.    Его творения

a)  «Библиотека»

b)    «К Амфилохию»

c)     «Мистагогия»

2. Проповеди

3. Полемика Фотия против заблуждений Рима

a)     Филиокве (filioque)

b)    Различие в обрядах

                   III.      Патриарх Фотий как церковный и политический деятель

1.     Внутрицерковные отношения в Византии при п. Фотии

2.     Отношения с Римом

a)     Притязания Рима на независимость Константинопольской Церкви

b)    Болгарский вопрос

c)     Разрыв с Римской Церковью

                  IV.      Фотий и христианство на Руси

1.     Св. равноап. Кирилл и Мефодий  и патриарх Фотий

                     V.      Выводы. Заключение.

 

 

Св. Фотий, патриарх константинопольский (память 6/19 февраля), — яркий церковный и политический деятель, ученый и богослов,  — по выражению прот. Иоанна Мейендорфа: «едва ли не одна из самых крупных фигур Византийского периода истории Церкви»[i].

Дата его рождения точно неизвестна, скончался патриарх около 890 - 891 года. Будущий Константинопольский патриарх был родом из богатой и знатной семьи (брат его был женат на сестре имп. Феодоры) и получил блестящее образование, какое только можно было получить в его время. Начал свою деятельность Фотий с государственной службы, и причем на самом высоком уровне.  Он занимал высшие государственные посты. Известно, что «он путешествовал с дипломатической миссией ко двору арабского халифа»[ii] и занимал пост первого секретаря в государстве (был протосекретарем). Будучи очень образованным человеком, он преподавал различные науки. Среди его учеников были люди из самых высших слоев общества: он обучал императора Михаила и Константина Философа[iii]. Следует отметить, что в те времена иметь отличное образование означало владение в совершенстве богословием.

В 858 году Фотий, еще будучи мирянином, был возведен на патриарший трон, пройдя за шесть дней последовательно через все низшие степени священства от чтеца до епископа. В том, что мирянин был избран патриархом, не было ничего необычного — история знает много таких случаев (Тарасий, Никифор, Амвросий Медиоланский). Итак, Фотий прямо от светских должностей перешел к исполнению обязанностей патриарших. Но следует признать, что к этому он был готов.

Интронизация состоялась 25 декабря 857, в день Рождества Христова.  Правил св. Фотий дважды: 857-867 и 877-886 гг. Патриарх держался того же примирительного действия, как и прежде патриархи Тарасий, Никифор, Мефодий. Не идти против течения, а управлять течением - во имя благоденствия Церкви и государства - было стремлением Фотия.

С императором Михаилом III  Фотий все время находился в наилучших отношениях. Правда не видно, чтобы новый патриарх обличал Михаила за дурную жизнь, Михаила, который за беспорядочное поведение прозван был нелестным именем «Пьяного».

Время правления св. Фотия было отнюдь не спокойным. Восшел на первосвятительский престол Фотий после низвержения св. патриарха Игнатия, представителя «партии» монашествующих, студитов, ревнителей христианского благочестия. В глазах народа, более привязанного и уважающего   монашество, он явился узурпатором престола. Все время его у власти сопряжено со смутами и нестроениями. Но благодаря Божественному Провидению и такому человеку как Фотий, папство в лице папы Николая получило достойный ответ в своих притязаниях – как политическо-территориальных, так и догматически-вероучительных. Патриарх Игнатий, несмотря на свою святость и благочестие не был способен отразить всё то, что исходило со стороны Римского престола.

После поочередного низложения и возвращения на кафедру Фотий, неполадив с императором Львом VI, «ушел» на покой в 886 году и скончался около 890 года.    

Св. патриарх Фотий принадлежал к замечательнейшим личностям в церковной истории и имел все качества, чтобы сокрушить рог гордыни римской. Он отличался глубокой ученостью как никто другой в его время на Востоке и Западе. В этом отношении он превосходил не только своих современников, но мог поспорить со знаменитейшими учеными прежних времен. По отзыву католического ученого, «ученость Фотия для своего времени казалась чем-то сверхъестественным, демоническим»[iv]. Светская ученость восполнялась знанием богословских наук. Нельзя было в те времена быть ученым, не зная богословия. Со стороны образования папа Николай, «истинный носитель папской идеи»[v] не мог стать вровень с Фотием. В конце концов, Фотий отличался такой же энергией и силой воли, какой и папа Николай. Все это в совокупности сделало память Фотия священной для Церкви восточной, в то же время сделало его настолько ненавистным для Церкви Римской, что до сих пор ни один церковный писатель, папист, не может равнодушно говорить о Фотии. Папа Николай и Фотий были достойными соперниками.

Творчество св. Фотия Константинопольско­го - выдающегося богослова, ученого-энциклопедиста, экзегета и проповедника, занимает значительное место в святоотеческом наследии. К сожалению, его творения сейчас практически малоизвестны рус­скому православному читателю.

Во-первых, одним из главных и ценных трудов, оставшихся нам в наследие от патриарха Фотия, является его знаменитая "Библиотека" (это название дано уже издателями этого памятника). Это своеобразный «конспект» книг, которые он читал. А читал Фотий как христианских, так и языческих авторов. Всего "Библиотека" содержит 280 таких "конспектов" ("кодексов"), сопровождаемых обычно критическими заметками патриарха, относящимися к содержанию и литературной форме этих произведений, а также к характеру миросозерцания их авторов. Всего в «Библиотеке» упоминается около 400 названий. Данный труд пат­риарха Фотия имеет важнейшее значение для патрологической науки, ибо он сохранил ценные сведения о тех памятниках церков­ной письменности, которые ныне утеряны. Труд был написан еще до того, как Фотий стал патриархом, и не предназначался для издания.

Далее, замечательное и очень мало использованное творение «Ответы Амфилохию», своему другу и ученику, где изложены глубины православного учения. «Ответы» посвящены разным вопросам, два из которых (181 и 182) посвящены вопросам триадологии.

«Мистагогия (тайноведение) Св. Духа» — книга, содержащая опровержение латинского учения об исхождении св. Духа (Filioque). Сохранились также и письма к различным лицам на дипломатические и богословские темы.

Фотий оставил после себя собрание проповедей, отличающихся крайней многословностью и представляющих, в основном, лишь исторический интерес. Так, в двух проповедях сообщается о знаменитом походе «руссов», дошедших до самых стен Константинополя (861 г.). Согласно сообщению Фотия в его окружном послании восточным патриархам (866 г.), некоторые из руссов обратились в христианство. Одна из проповедей посвящена собору, низложившему папу Николая (867 г.).

Фотий был высокообразованным, знал не только в совершенстве философию, но и богословие.. Когда споры о Филиокве были в самом разгаре, в 60-е годы, св.Фотий кратко, но четко изложил суть Православного учения  против этой ереси в двух документах, в двух посланиях. Одно было Окружным посланием, а другое было обращено к патриарху Аквилейскому, имя которого неизвестно.

Вопрос этот имел длинную предысторию, связанную с разногласиями в троичном богословии между Востоком и Западом, а также с целым рядом политических и церковных недоразумений. Проблема Filioque обсуждается Фотием также в его книге «Мистагогия», которую он написал уже в преклонном возрасте, удалившись от дел. По мнению Фотия, расхождения между богословием и исповеданием веры быть не должно и добавление Filioque к Символу веры вне всяких сомнений равносильно изменению догматического содержания веры. В своей книге Фотий полемизирует с западным богословом Ратрамном Роттердамским, написавшим трактат в оправдание Filioque. Фотий определил аргументы латинянина как противоречащие доводам логики, догматическому богословию и св. Преданию. Свою аргументацию Фотий строил на утверждении единства природы и ипостасного различия между Лицами Троицы: Сын рожден от Отца, а Дух исходит от Отца, и в этом — самобытность Лиц св. Троицы.

В отношении обрядов характерно следующее высказывание Фотия в письме папе: «Что утверждено через определения Вселенских соборов, то все должны сохранять. Но что какой-либо из отцов частным образом постановил, или что узаконил местный собор, то хотя не может быть рассматриваемо как легковерие в практике соблюдающих оное, но зато и не принимающие подобных узаконений не подвергаются никакой опасности, если не соблюдают их. Так, одни бреют и стригут бороды сообразно с местными обычаями, а другим это запрещено соборными постановлениями… В Риме ни один священник не может жить в законном браке, но мы научены только единобрачных возводить во священники, и если кто отказывается принимать из их рук евхаристию, то мы таких отлучаем… Во многих странах совершенно запрещено монахам употребление мяса не ради отвращения к нему, но ради воздержания, но в иных местах соблюдается такое воздержание только в известное время. Я слышал от людей, достойных веры, что в Александрии от имеющего быть епископом требуется обет – никогда не воздерживаться от мясных яств, что вошло здесь в обычай по какому-нибудь особенному случаю. У нас монахи не отказываются от своей одежды, когда принимают обязанности клирика, но у иных это бывает наоборот: если монах возводится в епископы, он отлагает свои прежние одежды и подстригает волосы на голове»[vi]. Позже, с ухудшением отношений с Римом, уже не было подобной терпимости к различным обрядам. Полемика с главных вероучительных различий перешла на критику разностей в обрядах. Фотий не видел в этом причин для разделения.

Внутренние отношения в Константинопольской Церкви при Фотии были чрезвычайно напряженными и внутренние конфликты стали причиной ухудшения отношений и с Римом, а в последствии и разрыва евхаристического общения, наложения анафем друг на друга.

Несправедливо низложенный императором Михаилом и кесарем Вардой св. патр. Игнатий (отлучил Варду от причастия) начал аппелировать к Римскому престолу с тем, чтобы тот выступил судьей в его деле.  Папа Николай, человек властный, не преминул воспользоваться этим случаем для вмешательства в дела независимой Церкви. Но на его пути стал Фотий. Почему был поставлен Фотий? Он был близок к Варде, который не смотря на все свои отрицательные качества, очень любил просвещение, образование и вообще людей умных. Игнатий же в добавок ко всему был настроен против просвещения. Но общество в Церкви разделилось. Игнатий был истым монахом (на его стороне стояли студиты, монашествующие, большинство простого народа), а Фотий был далеко не в таких отношениях к монахам. «Не то чтобы он неприязненно смотрел на монахов, но он во всяком случае не был почитателем современного ему монашества и думал о необходимости разных реформ, а о реформах может помышлять тот, кто сознает в известном учереждении недостатки, требующие исправления и врачевания»[vii]. Монахи стали в оппозицию Фотию. На стороне Фотия была императорская власть и подавляющее число иерархии. Игнатий под влиянием крайне настроенных монахов наложил беспрецедентное отлучение на всю Константинопольскую Церковь[viii]. На ответном соборе под председательством Фотия, Игнатий был осужден. И на этом фоне вмешивается по просьбе Игнатия папа Николай.

В отношениях с Римом Фотий руководствовался идеей церковного братства на началах независимости Церкви.   Партии игнатиан и фотиан сильно отличались в этом вопросе. Церковные партии представляемые еще ранее Тарасием и Никифором не любили льстить и угождать римским епископам. Эти партии стояли на стороне независимости и самостоятельности Византийской Церкви. Партия меньшинства (игнатиане) ждали какого-то «спасения» из Рима.

Папа Николай I в 862 г. объявил патриаршество Фотия незаконным. Фотий отказал папе в его притязаниях на некоторые провинции, которые Николай хотел получить в за признание за Фотием прав патриарха. Возмущенный этим вмешательством, Фотий написал Окружное послание (866) к восточным патриархам, призывая их к суду над папой.

Еще одной причиной разрыва стал т.н. Болгарский вопрос. Латиняне заново миропомазывали крещенных греками болгар. В 864 г. принял крещение Болгарский царь Борис, за ним все подданные. Болгары позволяли себе подчиняться то греческой, то римской юрисдикции, - что не нравилось ни Риму, ни Константинополю. Первые миссионеры и иерархия были греческие, - Борис принял крещение именно от греческих иерархов. Имп. Михаил был крестным Бориса и в крещении Борис был наречен Михаилом. Крещение совершил вероятно сам Фотий в 864 или 865 гг. Т.о. первоначально Болгарская Церковь подчинялась Константинополю. Римские проповедники тоже проникли в Болгарию. Борис опасался политической и религиозной зависимости от Константинополя, начал искать союза с Римом. Греки назначали не только своего митрополита, но даже и епископов и священников - греческих. Это действительно насторожило болгар, которые увидели в этом тенденции опасные для самостоятельности.  Борис послал посольство в 865 г. к папе Николаю и просил прислать лат. священников и епископов. Уже в 866 г. папа обрадовался и исполнил просьбу - послал двух епископов и много священников. Греческая иерархия была изгнана. Болгары начали подчиняться Риму. Сама Болгария сделалась местом борьбы греческого и латинского духовенства. Это все происходило во время первого патриаршества Фотия и при папе Николае. Но вскоре болгары опять ищут союза с Византией и Константинопольской Церковью. Это вследствие обманутых надежд на Рим. Папа повторил ошибку Фотия - не давал тех священников и епископов, которых хотел царь Борис. Рим по своему обычаю навязывал все свое. Борис вел переписку с папой по этому поводу. Упорство папы раздосадовало и разочаровало Бориса в Риме и он решил обернуться лицом на Восток. В окружном послании Фотий обличал отступления Рима.

Собор, осудивший папу за вероотступничество, состоялся летом 867 г., но уже осенью покровитель патриарха Михаил Пьяница был убит, а новый имп. Василий I низложил Фотия и вернул Игнатия. На IV К-Пльском Соборе 870 г. Фотий был осужден. Однако когда в 879 г. патриарх Игнатий умер, V К-Пльский Собор 880 г. оправдал Фотия и снова возвел его на патриаршество. Окончательно он был низложен в 886 г. имп. Львом VI Мудрым. Схизму 862 - 870 гг. обычно рассматривают как репетицию окончательного разрыва с Римом в 1054 г.

Фотий и православие на Руси

Это человек, с которым были связаны свв. равноапостольные Кирилл и Мефодий. У нас, обычно, не замечается роль патриарха Фотия в христианизации Руси, а он был вдохновителем проповеди славянским народам. И он был не только вдохновителем этой проповеди, но (сейчас это можно считать доказанным) он был инициатором того, чтобы перевести Священное Писание и богослужебные книги на родной для славян язык. Это было движение совершенно особое, если вспомнить, что Западная Церковь во времена Фотия проповедовала и читала Слово Божие на латинском языке. Греческие Церкви тоже склонны были проповедовать христианство варварам на греческом языке. Здесь мы видим известную новизну в подходе к проповеди Слова Божия, и эта новизна была успешной. Свв. равноап. Кирилл и Мефодий в 858 г, по поручению Фотия идут в Херсонес, где обретают мощи св. папы Климента. В 863 г. свв. братья по приглашению кн. Ростислава прибывают в Моравию, где переводят на славянский язык богослужебные части Священного Писания и главные церковные чинопоследования.

Известно также, что некоторые списки церковного устава Владимирова и почти все наши летописи, какие только упоминают о первых наших митрополитах, приводят их к нам от патриарха Фотия, тогда как Фотий скончался за целое столетие до крещения великого князя Владимира. Есть мнение, будто Фотий принимается в настоящем случае как лицо типическое: Фотий был первым и самым жарким защитником православия Церкви против нововведений христианского Запада и, в то же время, удержал в православии юную Церковь Болгарскую, вытеснив из Болгарии епископов папы. А потому имя Фотия в IX, Х и XI вв. сделалось на Востоке, и особенно между славянами, как бы нарицательным для означения того духовенства, которое строго последовало Фотию в деле веры. Но, как говорит митрополит Макарий[ix], это ошибка, и ошибка эта самым незаметным образом могла произойти от того, что кто-нибудь смешал по неосмотрительности два крещения россиян: первое, бывшее во дни Аскольда и Дира (866), когда точно прислан был к нам епископ, а может быть, и архиепископ или митрополит от Константинопольского патриарха Фотия, и другое крещение, последовавшее при Владимире (988), когда также прислан к нам митрополит от Константинопольского патриарха, только не Фотия.

В этой связи интересно "крещение" древних русов в середине 60-х годов IX в. Свидетельства об этом константинопольского патриарха Фотия (в его проповедях) и Константина Багрянородного[x] не оставляют сомнений в том, что "крещение" русов после их похода на Константинополь в 860 г. было результатом усилий правительства империи, пославшего им золото и серебро, шелковые ткани, и было связано с заключением выгодного для них договора. Рассказ Константина о приеме русами византийского епископа позволяет судить о степени консолидации Киевского княжества в то время. Это "крещение" было также, как известно, лишь эпизодом: социальные условия для введения христианства в Древней Руси еще не созрели.

Из бесед патр. Фотия мы узнаем о множестве жестокостей над населением, о беспощадном погроме высадившихся варваров-руссов. Академик Ламанский говорит, что «беседы патр. Фотия имеют значение моментального фотографического снимка и составляют один из мрачнейших документов и вместе достовернейших источников нашей первоначальной истории»[xi]. Фотий пишет о наших предках: «Народ неименитый, народ не считаемый ни за что, народ, стоящий наравне с рабами, неизвестный, но получивший имя со времени похода на нас, незначительный, но получивший значение, униженный и бедный, но достигший блестящей высоты и несметного богатства. Народ, где-то далеко от нас живущий, варварский, кочующий, гордящийся оружием, неожиданный, незамеченный, без военного искусства, так грозно нахлынул на наши пределы, как морская волна»[xii].

В заключение следует еще раз подчеркнуть огромное историческое влияние Фотия как церковного деятеля. Вряд-ли найдется еще такой человек, который проявил себя столь блистательно и многогранно во многих областях деятельности человека. Его значение велико для науки – исторической преже всего. Фотий был великим богословом, в богословском отношении последователи шли уже по его стопам (Филиокве). Он был блистательным политиком и ученым. Его значение как ученого (особенно его «Библиотеки») очень велико, но было признано лишь в более поздние времена. О многих произведениях письменности мы бы так никогда и не узнали, если бы не его «Библиотека». Его современники скорее видели в нем крупного богослова, хотя некоторые — особенно монахи, поддерживавшие Игнатия, — относились критически к его занятиям «внешней» (т.е. светской) философией и к его облику как гуманиста и политика. Его твердость и решимость в отношении Рима и его притязаний дают нам пример подражания. Позже уже св. Марк Эфесский выразит это словами: «Все, что касается веры, никогда не решается путем компромиссов»[xiii]. Фотий видел истинный корень противоречий между Византией и Ватиканом и мог четко это выразить. Фотию принадлежит заслуга в первом крещении русов. Исторически мы много узнаем о нашем прошлом именно из его творений. Поэтому для науки как исторической, так и богословской он его наследие является истинным сокровищем, а для Церкви он является святым человеком, который предстательствует о нас пред Богом.

 

 

Библиография

 

1.                        Герасим (Яред), иеромонах. Отзывы о св. патриархе Фотии. –СПб, 1874.

2.                        Карташев А.В. История Русской Церкви. –М., 2000.

3.                        Лебедев А.П. История разделения Церквей в IX, X, и XI веках. Изд. «Алетейя», -СПб, 1999.

4.                        Лурье, конспект лекций по патрологии.

5.                        Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. –М., 1999.

6.                        Мейендрф Иоанн, протоиерей. Введение в святоотеческое богословие. –Клин, 2001.

7.                        Поснов М.Э. История Христианской Церкви. –Киев, 1991.

8.                        Тальберг Н. История Христианской Церкви. –М., 2000.

 

 

Сноски в тексте:



[i] Мейендрф Иоанн, протоиерей. Введение в святоотеческое богословие. –Клин, 2001. –С. 377.

[ii] Там же.

[iii] Тальберг Н. История Христианской Церкви. –М., 2000. –С.  283

[iv] Цит. По: Лебедев А.П. История разделения Церквей в IX, X, и XI веках. Изд. «Алетейя», -СПб, 1999. –С. 33.

[v] Лебедев А.П. История разделения Церквей в IX, X, и XI веках. Изд. «Алетейя», -СПб, 1999. –С. 32

[vi] Там же, с. 55-56.

[vii] Под руководством патриарха Фотия составлены правила собора 861 года, имевшие целью, между прочим, исправление монашеской жизни его времени. Лебедев А.П. История разделения Церквей в IX, X, и XI веках. Изд. «Алетейя», -СПб, 1999. –С. 29-30. См. также: Герасим (Яред), иеромонах. Отзывы о св. патриархе Фотии. –СПб, 1874. –С. 66.

[viii] Там же, -С. 23. Об этом пишет и современник тех событий Анастасий Библиотекарь. Praefatio on Conc. VIII general.

[ix] См.: Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. –М., 1999.

[x] Карташев А.В. История Русской Церкви. –М., 2000. –С. 81, 85-95.

[xi] Там же, -С. 87.

[xii] Там же.

[xiii] Св. Марк Эфесский и Флоренитийская уния. –С. 1.

Hosted by uCoz