На главную

Об истинной и ложной духовности

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры! Мы сегодня часто слышим, что надо быть духовными. Но так часто употребляя это слово, к месту и не к месту, задумываемся ли мы над его истинным смыслом и значением, над тем пониманием духовности, как ее понимает Святая наша Церковь.

О духовности говорят все: средства массовой информа-ции, различные секты, "передовая наука" и даже оккультисты. В общественном понятии духовность - это многообразованность, знание, "культура", "просвещенность". Сейчас модно, "духовно" интересоваться эзотерикой, целительством, и разноцветными магиями.

Однако что же такое в нашем понятии истинная духов-ность? Есть ли такие критерии истинной духовности, по кото-рым мы можем определить: вот это - истинная духовность, а эта вот - нет. Вопрос этот не прост, и сложность его под стать сложности вопроса об истинном Боге. Ведь истинная духов-ность соответствует только Истинному Богу. По слову Спаси-теля "Бог есть Дух". Богопросвещенность, стяжание Духа Свя-таго, обожение - вот это в первую очередь и есть истинная ду-ховность.

Примером же для нас истинной духовности может слу-жить только один Бог, один Человек - Господь наш Иисус Хри-стос. В себе самом Он объял и непостижимо соединил два есте-ства - Божеское и человеческое. И поскольку Он стал таким же человеком, как мы с вами, кроме греха, мы можем ( и должны ) подражать ему. Но как мы может это сделать? Святой апостол Павел нас учит: "Подражайте мне, как я Христу". Таким обра-зом, подражая святым, тем, в которых мы видим дыхание Духа Божия, мы подражаем самому Христу, как и они ему подража-ют. Какие же дары Духа? "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержа-ние".

Как вы видите первое место занимает любовь. Как же мы должны любить? Господь отвечает: "Как я возлюбил вас". Как же, Ты, Господи, возлюбил нас? Каков идеал Твоей, наи-высшей любви? - "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам" (Ин. 15: 13-14); "Аз есмь пастырь добрый. Пастырь добрый душу свою полагает за овцы". Сам Бог не то что любит, он есть любовь. И Он ли, на Которого уповаем, от-речется не то что своей заповеди, а выходит, Самого Себя? - Да не будет! Как могут сектанты отвергать Бога во Христе? Следуя их "богословию" Бог, дающий заповедь наивысшей любви, Сам избегает ее. Говоря "Нет больше той любви, как если кто поло-жит душу свою за друзей своих", не Сам восходит на крест, а смертью другого умилостивляется. Говоря "славы Моей не дам никому" Сам похищает славу галилеянина. Да не будет! Это лже-богословие и лже-духовность. Но пожалуй, они и сами не ведают, что говорят. "Господи, погибельными ересьми ослеп-ленныя светом Твого богоразумия просвети и святей Твоей Апостольстей Церкви причти".

Знание не есть духовность. Духовен не тот, кто много знает, а себя видит. Первый признак духовного здравия, - гово-рит прп. Петр Дамаскин, - видение грехов своих как песок мор-ский. И Исаак Сирин пишет: "воздаяние бывает не добродетели и не труду, а проистекающему от них смирению. И если нет смирения - напрасны все труды". Но зачастую в нашем мире преобладает противоположное мнение. Например католический святой Франциск Асизский, уже при смерти, говорит такие сло-ва: "Я не сознаю за собой никакого, ни одного согрешения, ко-торого бы не искупил бы исповедью и добрыми делами". В про-тивоположность сему, в нашей Православной Церкви есть такой пример: преподобный Сисой, тоже при смерти, просит при-шедших Ангелов оставить его еще здесь, на земле, для покая-ния. Братия же, слыша это, восклицают, тебе ли каяться, отче! Ответ был таким: "Не знаю, положил ли я начало покаяния мое-го…"

И эти слова были не "смиренничаньем", а действитель-ным, истинным видением себя. Он действительно так считал. И плач святых о грехах своих был действительным сокрушени-ем их сердца. Истинная духовность - видение своего греха, сво-ей поврежденной природы. И чем больше человек очищается, тем больше видит. Смирение - есть реальный взгляд на себя. Кто я? Каков я? Это отнюдь не "смиренничанье".

Многие теоретически знают что нужно смирение, что без него не устоит никакая добродетель. И происходит следую-щее: чтобы показаться на людях смиренным - внешне надевают маску смирения. Из аскетического опыта нашей Церкви мы зна-ем много таких примеров. Вот, например, один из них.

И так будем искренно, от всего сердца нашего, молиться Человеколюбцу Христу, чтобы Он открыл наши мысленные очи, дабы даровал зрети нам своя согрешения, и не осуждати брата своего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

На главную

Hosted by uCoz