На главную

Нет христианства без внимания к внутренней жизни.

Во имя Отца, и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, если бы нам подарили древнюю икону, поврежденную временем, обстоятельствами, небрежностью или злой волей людей, как мы могли бы к ней отнестись? Мы могли бы отнестись к ней двояко. Либо, разглядев все, что в ней испорчено, плакаться об этом; и тогда это единственное, что мы можем сделать. Либо мы можем всмотреться в то, что осталось от первоначальной красоты изображения (лика); и вглядевшись очень долго и внимательно, вобрав в себя всю красоту, какую мы можем в ней прозреть, если только мы способны на такой труд, отождествившись с этой красотой, мы могли бы распространли на поврежденные части ту красоту, которая еще есть.

Надо начинать с той красоты, что еще есть в нас. Поэтому не может христианину прийти на ум, чтобы образ Божий, запечатленный в нас в акте сотворения, мог бы быть до конца искоренен или уничтожен: он есть. Мы как иконы поврежденные, но все же иконы; мы все равно дороги Богу, мы все равно для Него значительны, и вместе с Ним, с Его помощью мы можем сделать что-то ради этой красоты. Еврем Сирин в своих писаниях говорит, что когда Бог призывает человека к бытию, Он вкладывает в самые его глубины все Царство Божие. И цель жизни в том, чтобы копать, копать неустанно, пока мы не доберемся до этого потаенного сокровища и не усвоим его, не отождествимся с ним.

Не сознавая своей немощи, своей ущербности, человек не может прийти ко Христу. Зачем Спаситель тому, кто сам, как ему кажется, хорош и правилен, и благочестив, и безгрешен, и совершенен. Видение греха своего порождает нужду в Искупителе.

Вот как Игнатий Брянчанинов пишет об этом: "Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения; от такого взгляда на себя человек признает нужду в искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния" . "Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. "И так сойдет" - здесь не годится, не сойдет. К чему Христос для того, кто сам и разумен, и добродетелен, кто удовлетворен собою, кто признает себя достойным всех наград земных и небесных?" .

Начало просвещения души и признак ее здравия заключается в том, когда ум начинает зреть свои согрешения, подобные множеством своим морскому песку.

Кто возненавидел грех, враждует против него, кто встал на доброй страже дома своего с обнаженным мечом - глаголом Божиим, кто отражает, посекает этим мечом грех, в каком бы виде он не приближался к нему, тому дарует Бог великий дар: зрение греха своего.

Итак, где же христианство без внимания к своей внутренней жизни? Итак, в эти спасительные дни поста помолимся со всей искренностью и усердием нашему спасителю и Богу: "Господи и Владыко живота моего… даждь ми зрети моя согрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь".

На главную

Hosted by uCoz